Андреева Н.Н. Психологические техники, технологии предупреждения и разрешения конфликтов в образовательной среде. Учебно-методическое пособие.

Учебно-методическое пособие нацелено на решение задач повышения кон- фликтологической компетентности педагогов и последовательной гармонизации взаимоотношений других субъектов современного образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей). Особое место в пособии занимают психологические аспекты конфликтологии, включающие такие формы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, как просвещение, экспертиза, профилактика, развивающая работа. Предлагается программа   дополнительного   профессионального   образования (повышение квалификации) «Конфликтологическая компетентность педагогических работников», направленная на совершенствование конфликтологических и коммуникативных компетенций разных категорий педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов для обеспечения психологически безопасной и комфортной образовательной среды в образовательных организациях.

Пособие может быть использовано в профессиональной деятельности педа- гогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, учителей-предметников и других специалистов сопровождения в образовательной среде.

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших условий обеспечения психологически безопасной и комфортной образовательной среды в современных образовательных организациях является повышение конфликтологической компетентности педагогов, то есть их способности конструктивно взаимодействовать с субъектами образовательного процесса в реальных конфликтах. Нынешнее состояние дел по развитию конфликтологического направления в образовании, инновационного по своей сути, имеет проблемный характер. На фоне динамичных, радикальных социально-экономических и политических изменений, а также обострения объективно существующих в мире противоречий и кризисов, увеличения стрессов и социальных дефицитов доверия, понимания, смысла в связи с пандемическими условиями коронавируса наблюдается повышенная напряжённость, конфликтность, агрессивность участников образовательных отношений. Педагоги испытывают трудности в налаживании контакта с современными обучающимися, их родителями и законными представителями, в создании благоприятного психологического микроклимата в группе и классе, в предупреждении и своевременном разрешении конфликтов, возникающих в образовательной среде. Следовательно, имеется назревшая потребность в целенаправленном повышении уровня конфликтологической компе- тентности специалистов в соответствии с вызовами времени и требованиями современной образовательной политики Российской Федерации, выраженными в профессиональных стандартах педагогических работников. В настоящее время каждому педагогу (воспитателю ДОО, воспитателю ГПД, учителю, классному руководителю, др.) следует понимать, что именно его конструктивная коммуникация, конфликтологическое мышление и конфликтологическая культура поведения лежат в основе последовательной гармонизации взаимоотношений всех остальных участников образовательного процесса. А потому от его профессионального владе- ния психологическими способами предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов в ходе обучения, воспитания, развития детей и обучающихся зависит, во-первых, снижение уровня конфликтогенности образовательного процесса, во-вторых, положительное изменение социально-психологического климата образовательной организации в сторону психологической безопасности и комфортности для её участников. Таким образом, от современного педагога востребована такая надпредметная компетентность, как конфликтологическая, которая является неотъемлемой частью коммуникативных и психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективность его обучающей, воспитательной, развивающей, мотивационно-рефлексивной деятельности.

 

Читать  и скачать книгу

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить