Психологические аспекты жизненного мастерства человека

Мудрость защищает человека не хуже богатства
(древнее изречение)

Н.Н.Андреева

В статье раскрыта авторская точка зрения относительно формирования и совершенствования жизненного мастерства современного человека, которое позволяет ему максимально эффективно осуществлять собственный положительный, творческий потенциал и жить комфортно, экологично в настоящее время, сохраняя физическое и психическое здоровье.

Американский психолог, психотерапевт XX века Эрик Бёрн в структуре человеческой психики выделил три эго-состояния (состояния Я): Родитель, Взрослый, Ребёнок, которые актуализируются как ситуативно в общении, так и в определенные периоды социализации личности, формируя её жизненные сценарии [3]. В данной концепции отсутствует психологическое состояние человека Я – Мастер, действующее в структуре личности на основе принципа творчества, результативность которого определяется показателями «экологично – неэкологично» на физическом уровне человека и «комфортно – дискомфортно» на его психическом уровне. На мой взгляд, именно состояние Я и жизненная позиция Мастер, являющиеся результатом работы над собой и полноценного функционирования эго-состояния Взрослый, могут обеспечить качественно зрелую, наиболее экологичную и комфортную модель жизненного сценария как для отдельной личности с её индивидуальными, гендерными, возрастными, этническими особенностями, так и для всего человечества нового тысячелетия. Если Взрослый активно направлен на объективную оценку реальности для обеспечения адаптации человека к природной и социальной среде («активно добиваться того, от чего зависит выживание»), то глубинная сущность состояния Я – Мастер заключается в активном и осознанном управлении личностью, во-первых, собственным внутренним (субъективным) миром и, во-вторых, внешним (объективным) пространством («активно использовать все свои способности в полную силу, поскольку от этого зависит качество жизни»). Эта суть метафорически выражается в формуле «Всё в моих руках» (её комфортная и экологичная формулировка «Всё зависящее от меня в моих руках»). Следовательно, Я – Мастер – это операциональный аналог социально-психологичской зрелости личности и высокий уровень самосознания человека, это акмеологическое проявление (от греческого «акме» – «вершина») Взрослого и ориентир для личностного роста, развития индивидуальности. Мастер – это высота и вершина современного Homo Sapiens – его личностное АКМЕ. Психолого-педагогическую работу по формированию жизненного мастерства можно начинать с подростков, поскольку именно в этом возрасте происходят существенные изменения в самосознании – стержневой структуре личности.

Мастерство – совершенство, то есть высшая степень какого-либо положительного качества, полнота всех достоинств человека. «Личность есть то, что она сумела сделать из себя при данных жизненных условиях, а жизнь есть то, что сумела сделать из неё личность своими усилиями, волей и сознанием, вопреки жизненным обстоятельствам» [1,с.320]. И жизненное мастерство человека заключается в том, чтобы специально, осознанно и целенаправленно культивировать в своей судьбе неопределённое жизненное пространство, как пространство творческих кризисов, и принять неровность ландшафта жизни, её риск, вызов. Творческий человек обычно берёт кризисы в свои руки – он сам создаёт себе такие крутые виражи, по сравнению с которыми обычные жизненные коллизии – не конкуренты, поэтому его жизнь превращается в крутой трамплин, фейерверк, взлёт, вызов самому себе [4,с.196]. Так, жизненное мастерство – это движение человека от равновесия (от гомеостатической, равновесной модели развития) к творческому взрыву (к принятию напряжённо-творческой, пассионарной, гетеростатической модели развития). Жизненное мастерство призывает человека: «Стань мастером, будь творцом своей судьбы!». И Я – Мастер отвечает: «Да, моя жизнь – не хаос и не неопределённость, не выполнение социального заказа. Моя жизнь – это результат собственного творчества. Я – хозяин своей судьбы и делаю со своей жизнью то, что считаю нужным». Дело в том, что цель жизненной позиции Я – Мастер – развитие собственной личности и достижение ею максимальной самореализации во всех сферах жизнедеятельности на основе здоровьесберегающего, гармоничного и творческого взаимодействия с природой и социумом, на базе мудрости по принципу «Вчера я был умным, поэтому я хотел изменить мир. Сегодня  я мудр, поэтому изменяю самого себя». Ведь эффективнее всего мы изменяем мир, изменяя своё собственное сознание.

Данная тенденция жизнетворчества наблюдается и на уровне человечества: если в древности актуальной целью являлось самопознание («Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную и Богов» – надпись над храмом Дельфийского оракула),  то для современного мира настало время качественно другого состояния Человека Разумного – саморазвития и самореализации («Реализуй свой потенциал, и ты откроешь новую Вселенную», к примеру), то есть свободного и креативного осуществления потенциальных ресурсов человеческой психики на основе бытийных ценностей, каковыми являются жизнь, здоровье, добро, созидание, гармония, истина, совершенство, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, порядок, свобода, простота, справедливость, уникальность, свершение, творчество, лёгкость без усилия, игра, естественность, самодостаточность, духовная полноценность. Правда, до эупсихии по Абрахаму Маслоу (модели идеальной культуры со стремлением общества самоактуализированных людей к психологическому здоровью) [2,6] нашему социуму в начале XXI века всё ещё далеко, поскольку он не является безусловно «способствующим обществом», которое необходимо для актуализации человеческого потенциала. Однако, уже в настоящее время стремление к самоактуализации и конструктивная самореализация возможны на уровне отдельных личностей (индивидуальностей), которые осознанно и целенаправленно движутся в данном направлении, максимально выражая человеческую сущность людей.

Таким образом, самоактуализация и самореализация обеспечивают смысл бытия современного человека. В этой связи возникает объективная необходимость осмысления каждой личностью состояния мастерства по отношению к собственной жизни,  а не только к профессии. Это означает формирование и последующее совершенствование в себе следующих основных качеств Мастера (как состояние Я и жизненная позиция) в  процессе личностного роста и приобретения жизненной мудрости:

1.     Высокая  степень  персональной  ответственности за  происходящее внутри и вокруг себя.

Данное качество противоположно советскому принципу «Один  за всех, и все за одного», когда никто конкретно не отвечал за конечные результаты, так как были «все» – актив, коллектив, Центр, и, как говорилось: «Моя хата с краю, ничего не знаю». А нынешний высокий ориентир «Если не я, то кто?» реален, во-первых, при постоянном осознавании и осуществлении конкретным человеком собственного устойчивого круга ответственностей в профессии, в семье, в сфере социальных контактов; во-вторых, при самостоятельности его решений относительно принятия или непринятия ответственности на себя в конкретных,  возникающих вне стабильной сферы ответственностей, ситуациях «здесь-и-сейчас»; в-третьих, в случае готовности одного человека оказать реальную и адекватную помощь другому человеку в осознании и осуществлении его доли (меры) ответственности за происходящее.  Например, Я – Мастер отвечаю не «за мир во всем мире» (это слишком глобально и абстрактно), а за мой конкретный вклад в дело мира, экологии и прогресса в глобальных масштабах: веду кино-видеотренинг по межэтнической толерантности. И данный вклад начинается с моего внутреннего мира и гармонии, с развития собственной толерантности к народам. Что во мне, то и вовне! Или: как внутри, так и снаружи. Таков диалектический принцип единства сознания и деятельности, таков универсальный закон причины и следствия. Поэтому активная, ответственная позиция жизненного мастерства выражается так: «Окружающий меня мир является отражением моего внутреннего мира. Я и только я ответственен за то, что происходит со мной».

Таким образом, не только бытие (другие люди) определяет моё сознание, но и я управляю реальностью (собой, людьми) с личной ответственностью. Это и есть жизненное мастерство как доминирующая «ориентированность изнутри» в отличие от «ориентированности извне». Хотя никто (даже Я – Мастер) не может отменить оборотную сторону закона причинно-следственных отношений: каково всё снаружи, таково и внутри.

Важно отметить, что осуществлять персональную ответственность следует умело (мастерски, как в древней мудрости «дайте человеку рыбу – и вы накормите его на один день; научите человека ловить рыбу – и вы накормите его на всю жизнь») и экологично (сохраняя собственное здоровье и жизнь, а также жизнь и здоровье других людей, поскольку есть объективный закон возвратного действия: что человек отдаёт, то к нему и возвращается; то есть то, что мы предлагаем, то мы получаем обратно). И я бы не спешила заявлять: «Чем больше вы отдаёте другим, тем больше вы имеете». Это говорит потребительская сущность человека на уровне житейской психологии. Жизненное мастерство же здесь иллюстрирует принцип Фрейлинга: «Откажитесь от намерения получить, замените его намерением дать, и вы получите то, от чего отказались».

Мастер – не бог и не сверхчеловек, не атлант и не кориатида чтобы отвечать за всё в этом мире. Мастер – живой, смертный человек с достоинствами и недостатками, поэтому он несёт свою персональную ответственность за конкретные дела, учитывая при этом собственные подъёмы и спады, естественную активность и пассивность, необходимую работу и отдых, а также разделяя групповую ответственность с другими членами семьи, команды, коллектива, общества.

2. Высокая степень осознавания происходящего в себе и вовне.

Данное качество является процессом и результатом постоянного расширения личностью собственной сферы осознаваемого по горизонтали и по вертикали: настолько, насколько это возможно для конкретного человека.  Горизонтальное расширение миропонимания  Мастера осуществляется через позитивное принятие себя как значимой (важной, необходимой, ценной) части «большой матрешки»: а) близкого окружения (семьи, трудового коллектива, команды и др.); б) субэтнического  пространства  (деревни, села, города,  района и др.); в) этнического пространства (республики, страны и др.); г) объективного пространства (планеты Земля, далеких галактик, вселенной и др.). Это жизненный сценарий Победителя с ощущением благополучия и успеха. В данном случае Мастер (в отличие от неудачника) преуспевает в том деле, которое он намерен делать/сделать и имеет базовую позицию в жизни: Я «+» («Я хороший, со мной всё хорошо») и Ты «+» («Ты хороший, у тебя всё в порядке»). Это позиция здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс (в отличие от Лягушек и Гусынь), это родительские позиции доброжелательной Воспитывающей Матери – Доброй Волшебницы (а не Бабы-Яги) и понимающего Воспитывающего Отца – Веселого великана (а не Страшного чудовища) по Э.Бёрну [3].

Вертикальное расширение осознаваемого реализуется через «глубину» и «высоту» внутреннего мира конкретного человека, проходя рефлексивный путь от проблемы до решения – озарения к осмыслению и освобождению (в случае глубинного «минуса»), и от вопроса до ответа – озарения к осмыслению и осуществлению себя (в случае глубинного «плюса»). К примеру, осознающая, зрелая личность способна самостоятельно превращать вопросы в исчерпывающие ответы, проблемы в конструктивные цели, а задачи в оригинальные решения. Таким образом, Я – Мастер – не только парусник или плот в океане жизни, движение которого зависит от силы и направления ветра. Я – Мастер – океанский лайнер или лодка с вёслами, которая активно движется на волнах судьбы, иногда даже против течения, преодолевая испытания встречного ветра, или слепящего солнца. Это активная жизненная позиция, когда человек осознаёт: «Моя жизнь – её цели и результаты в моих руках! И чем шире (глубже, быстрее, гибче) я осознаю происходящее в субъективном и объективном мире, тем лучше я способен управлять собой и своей жизнью».

Однако мудрый Сократ говорил, что расширяя сферу сознания, мы увеличиваем поверхность соприкосновения с непознанным, поэтому данное качество Мастера совершенствуется в течение всей жизни человека. А, как известно, нет предела совершенству.

3. Высокая степень адекватности восприятия себя и мира.

Это осмысленное  принятие  того,  что  изначально  объективный мир нейтрален:  не хорош,  и не плох.  Результат – уменьшение субъективизма и увеличение нейтральности, безоценочности, то есть объективности человека,  обеспечивающей ему стрессоустойчивость и толерантность, мудрость и мастерство, сбалансированность и гармонию. Данное качество  жизненной позиции Мастер позволяет человеку принимать все источники информации (природные и социальные явления, вещи, людей, себя в том числе) такими,  каковы они есть: со всеми «плюсами» (достоинствами) и «минусами» (недостатками), не зависая в агрессии или эйфории, нейтрализуя «кидание» человека (или даже целого общества) из одной крайности в другую. Ведь исключительно плохих или только хороших людей не бывает. Любая оценка относительна, поскольку рождается в сравнении и противопоставлении. Например, в ходе долговременных негативных переживаний, которые способны нарушить естественное состояние внутренней сбалансированности человека и его гармонию с окружающим  миром, состояние Я – Мастер способно нейтрализовать эмоциональный негатив через спокойное осознавание его положительных сторон в таких минимальных соотношениях, как –1: +10, если раздражителем является человек,  и – 1: +5 во всех остальных  случаях жизни.  При этом Мастер постоянно увеличивает разнообразие собственных точек зрения до принятия многообразия мира и понимания его гениальной простоты: в каждом «минусе» есть свой «плюс», и каждый «плюс» содержит в себе «минус».

В целом, у Мастера доброжелательное и мирное сердце: он не враждебно и не безразлично относится к людям, к себе, к жизни и к миру; наоборот, для него характерно позитивное мышление с опорой на закон социально-биологической целесообразности, который гласит: «Всё, что не делается, всё делается к лучшему». И, в то же время, Мастер имеет ясную голову: он точно, адекватно и объективно воспринимает происходящее в его жизни и в мире, постоянно совершенствуясь в этом качестве. В целом, образ Мастера – это образ шара, который мир ничем не задевает, напротив, является совершенной, природосообразной фигурой. В этом смысле Мастер – человек гармоничный, незаметный, с гениальной простотой.

4. Высокое умение использовать многообразие выборов.

Результатом целенаправленного расширения сознания Мастера является увеличение минимального (стандартного) количества выборов  в  разных жизненных  ситуациях от 2 («да-нет»,  «чёрный-белый»,  «наши-ваши», «быть или не быть», «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», «добро-зло») до 3 («налево,  направо, прямо»), далее до 4 («на все четыре стороны»),  до 27 – 30, 77 («в тридевятое царство, тридесятое государство», «за семьдесят семь морей и океанов») и до бесконечности («куда глаза глядят», «на кудыкину гору», «туда, не знаю куда»), то есть до объективного  многообразия точек выбора и самоопределения человека по развивающемуся кругу. 

При этом человек выбирает и принимает решения, во-первых, на разных уровнях психики – сознания (обдумав все за и против) или подсознания (интуитивно) и, во-вторых, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Например, это могут быть ежедневные выборы меню или гардероба, политические выборы Президента один раз в шесть лет, выбор образовательного профиля в старшей школе и выбор профессии после её окончания, выбор спутника жизни, выбор между жизнью и смертью в экстремальной ситуации или выбор между добром и злом в течение всей жизни. Мастерство здесь, к примеру, заключается в том, что, принимая не очень важное решение, человек обдумывает все за и против, однако в жизненно важных вопросах, таких как выбор супруга/супруги или профессии, его решения исходят из подсознательного, то есть из глубины внутренних потребностей его натуры. Полезно помнить, что большинство возможностей (новых, нетипичных, уникальных) проявляют себя в форме кризисов, несчастий, неудач или провалов: не зря в китайском языке слова «возможность» и «опасности» обозначаются одним и тем же иероглифом. И освобождение внутреннего источника безграничного жизненного потенциала личности зачастую происходит в состоянии «темно бывает перед самым рассветом». Получается, неудача – это трамплин на пути к успеху и новым возможностям.

Мастерство и мудрость человека выражаются также и в том, что он руководствуется не законом естественного отбора животных «выживает сильнейший», а осуществляет духовно-нравственный (человеческий, гуманный) выбор, адекватно реагируя на призывы «Будь достоин имени Человек! Относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе». Настало время Человека Разумного для выработки иммунитета от негативных, разрушительных программ «однозначности», «исключительности», «избранности», «ограниченности», «истины в последней инстанции», «однопартийной линии», «авторитаризма», «фашизма», «расизма», «шовинизма», «национализма», «ксенофобии», «этноцентризма»,  «коммунизма», «тупиковых суицидальных ситуаций с единственным выбором» и т.д. Пришло время для осознания каждым конкретным человеком объективно существующей положительной программы: наш мир – это единство многообразия. И он движется от однозначности к полифоничности: к примеру, от попыток дать завершённое однозначное описание человека к принятию его принципиальной многомерности, неисчерпаемости; от позиции смертности, конечности и единичности человеческого бытия, его ограниченности временем жизни к возможности его социокультурного бессмертия в масштабе человечества [5, с.154-155]. Данная позитивная программа ведёт не к разрушению, а созиданию себя и других, обеспечивая толерантность (конструктивную терпимость) к многообразию культур, религий, народов и языков в этом мире,  также к признанию равенства и родства между людьми. Есть мнение, что все жители России родственники друг другу в 14-ом колене, все жители Земли – примерно в 17-ом поколении.

5. Высокая степень личностной свободы как осознанной необходимости для самореализации.

Политическая свобода и общественная демократия, преломляясь через призму субъективного мира конкретного человека,  выражаются в высокой, средней или низкой степени его внутренней, интериоризированной свободы, а иногда и в «бегстве от свободы» или даже в состоянии «психологического рабства» [8]. Есть люди творческие, уверенные в себе, собственных силах и способностях, есть также и тревожные, сомневающиеся в своих талантах, постоянно ожидающие инструкций извне. Но каждому важно осознать, что высокая степень личностной свободы, например, отъезд сына из родительского дома для путешествия по миру или появление дочери/падчерицы в лесу в народных сказках как свобода, независимость и самостоятельность взрослеющего человека, как смелость, храбрость и активность богатыря-силача или мудрость, дальновидность и доброта писаной красавицы, а также как спонтанность, оригинальность и непредсказуемость дурака (делающего и думающего не как все) – эти качества являются необходимыми условиями для становления Героя-Победителя и Героини-Королевы, то есть успешного человека – Мастера в жизни.

По мнению гуманистических психологов, автономия и независимость личности – главные критерии её психического здоровья. А для творчества и самореализации Мастера свобода просто необходима: осознанная свобода, но не безграничная вседозволенность. Ведь свобода Я завершается там, где начинается свобода (нос) другого человека. Осознание границ собственной свободы порождает уважение (не насилие) к чужой свободе. Стереотипный, рамочный «Человек  в футляре» в позиции «жертвы» или «проблемного пессимиста» с внутренними барьерами и  страхами, постоянным чувством вины или комплексами неполноценности-превосходства имеет мало шансов  быть довольным собою,  людьми и жизнью: его отлично описал А.П.Чехов в одноименном рассказе. Противоестественно, например,  выросшим птицам сидеть в родительском гнезде и, как только что вылупившиеся птенцы, ожидать корма из клюва в клювики. Как говорится: «Время взрослости и зрелости пришло. Ощутите свободный полёт и парение! Люди, сделайте из своего разума старательного партнёра, а не скованного раба!»

В конечном счёте, самостоятельность в выборе степени свободы, комфортной и экологичной для себя и окружающих, – прерогатива конкретной личности. В этом уникальность современного времени, предоставляющего  каждому  человеку  свободу выбора собственной жизненной позиции. Осознание этого – путь к жизненному мастерству.

В одной старой повести под названием «Тайная Тайных» рассказывалось, что в храме Солнца хранится написанная по-гречески книга, в ней – рассказ о том, как стать царём (Мастером) и каким должно быть царю. К царству (к жизненному мастерству и мудрости), говорилось в книге, ведут два пути: внешний (через богатство, через тело) и внутренний (через совершенствование души и духа) [7]. Я уверена, второй путь не менее эффективный, чем первый. Ведь он доступен каждому, кто стремится к состоянию Я – Мастер, работая над собой и совершенствуя себя. И этот путь защищает человека в жизни не хуже материально-финансового богатства. Убедитесь сами! Универсальный закон гласит: то, во что вы действительно верите, постепенно становится реальным.

Я готова к обсуждению темы о психологии жизненного мастерства личности с вами, уважаемые читатели. Жду вашей обратной связи по электронному адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">lady-nadya@rambler.ru и приглашаю вас на авторский тренинг.

Литература

1.     Акмеология /Под ред. А.А.Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002.

2.     А.Маслоу о менеджменте. СПб: Питер, 2002.

3.     Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб: Лениздат, 1992.

4.     Варламова Е.П. Психология судьбы, биографические методы //Журнал практического психолога. 2000. №5-6. С.187-202.

5.     Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: Институт психологии РАН, 2002.

6.     Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: Эксмо-Пресс, 2002.

7.     Стародубцева Л.В. В пространстве сказки (пути, переходы и поиски Истины) //Мир психологии. 1998. №3. С.48-54.

8.     Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ: АСТ МОСКВА,2009.

 

Материалы опубликованы

1.     Андреева Н.Н. Жизненная позиция «Мастер» – билет в ХХI век для Человека Разумного // Учитель. Чебоксары, 2000. №3. С.2. 2000. №5. С.2.

2.     Андреева Н.Н. Жизненное мастерство как эффективная форма саморегуляции личности //Материалы научно-практической конференции «Немедикаментозные методы лечения». Чебоксары, 2001. С.17-18.

3.     Андреева Н.Н. Самоактуализация и жизненное мастерство //Справочные материалы по психологии для работников образования. Сост. Андреева Н.Н., Соловей Л.Б., Ефимова Н.Н. Чебоксары: «Клио», 2001.С. 3-11.

4.     Андреева Н.Н. Психологические аспекты жизненного мастерства //Вестник ЧРИО. Выпуск 1.Чебоксары, 2001. С.33-36.

5.     Андреева Н.Н. Самоактуализация и жизненное мастерство //Справочные материалы по психологии для работников образования (тезисы). Сост. Андреева Н.Н., Ефимова Н.Н., Соловей Л.Б., Хохлова Н.А. Чебоксары: «Клио», 2002.С. 3-11.

6.     Андреева Н.Н. Почему самоубийство? Выход – самореализация //Грани.2002. №198-199, С.3.

7.     Андреева Н.Н. Я – МАСТЕР в жизни. Как живёт Император, или победитель, или мастер в одном лице? //Моя Империя. 2003. №1. С.11-12.

8.     Андреева Н.Н. Самоактуализация и жизненное мастерство //Личность педагога: психология профессиональной самореализации. Методическое пособие для работников образования. Чебоксары: Издательство Л.А.Наумова, 2006. С.3-9.

 

Тренинг жизненного мастерства

(авторская программа)

Жизненное мастерство защищает
человека не хуже богатства.

Ведущая

Надежда Николаевна Андреева – психолог-консультант, член Чувашского регионального отделения Федерации психологов образования России, кандидат педагогических наук.

Цель   

Содействовать максимальной реализации жизненных ресурсов человека на основе креативности и экологичности.

В программе

  • Человек-Мастер: гуманистический, онтопсихологический и акмеологический подходы.
  • Социально-психологические характеристики жизненного мастерства личности: авторская концепция.
  • Жизненные сценарии,  смыслы и ценности Мастера.
  • Триада жизненно важных потребностей Мастера.
  • Формула максимального использования жизненных ресурсов «Omnia mea mecum porto».
  • Мастерство управления жизненным временем: целеполагание.
  • Оборотная сторона эго-состояния «Я-Мастер»: фрустрированные потребности, ограниченные ресурсы, жизненные издержки, перфекционизм, нооневроз, невроз судьбы.
  • Рефлепрактика «Curriculum Vitae».
  • Возрождение Мастера: психологическая инициация.

Ожидаемые результаты

  • Актуализация архетипического опыта и жизненной мудрости.
  • Повышение уровня самореализации и жизненного мастерства.
  • «Проверка» жизнью.
  • Полноценное функционирование личности.

Количество участников

15 человек