ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ или
"ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ"
СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЯНЕ
(эссе)

Н.Н. Андреева,

кандидат педагогических наук,

 член Чувашского регионального отделения

 Федерации психологов образования России

 

Первоначально данные размышления возникли

 в эпоху активных социально-экономических и политических  изменений

в нашей стране. Далее текст дополнялся и развивается по сей день.

 

Управлять народом России легко. Не то что французами или американцами. Почему? Потому что большинство россиян в трансакции «руководитель – подчинённый» неосознанно пребывают в эго-состоянии (то есть в состоянии Я) «Послушный Ребёнок», выбирая стратегию поведения не адекватного должностного подчинения, а неадекватного «маленького человека». И лишь изредка, ситуативно, когда совсем уже невмоготу, входят и даже проваливаются в состояние «Бунтующего Ребёнка». (А для парижан, к примеру, бунтарская натура характерна, типична и у французов есть удивительная поговорка: если хочешь остаться незаметным на улице, остановись под фонарём). Соответственно, начальники и чиновники всех мастей – властьимущие (элита) – взаимодействуют с народом (с рядовыми гражданами), то есть «имеют его», как заметили шутники, в эго-состоянии «Контролирующего Родителя». (Особенно «новые русские» преуспели в этом). Такова сущность  традиционно русской, то есть бесконфликтно-терпимой, привычно-ожидаемой дополнительной трансакции между народом и властью, между властью и народом. В целом, российский народ знает и выполняет псевдопостулаты: 1) Начальник всегда прав. 2) Если начальник не прав, смотри пункт первый.

А вот если бы каждый подчинённый по отношению к начальству умел вести себя адекватно, то есть естественно и правдиво, то он – подчинённый – не заглушал бы в себе «Родителя» и «Взрослого», уместно проявляя их наравне с «Ребёнком».  И в таком случае (при выраженной коммуникативной компетентности личности) властьимущим было бы сложно годами бессменно сидеть в своих креслах, так как они реально стали бы «горячими». Как следствие, в родном Отечестве наступила бы истинная (естественная), а не декларируемая (политическая) демократия, то есть настоящее народовластие.Но это мечта и  утопия для сегодняшней России. Почему? Потому что для неё легче устроить ещё одну революцию или очередной кризис (в состоянии «Бунтующего Ребёнка»), чем усилить собственную психологическую грамотность и культуру (для этого необходим полноценно функционирующий «Взрослый»), не говоря уже о коммуникативной компетентности (а это уже мастерство, то есть развитое, зрелое эго-состояние «Мастер»). Поэтому вполне закономерно, что в России  молчание – золото, а не умение эффективно общаться. В нашей стране лучше молчать и казаться умным, чем быть взрослым «ребёнком» с детским лепетом. Не так ли? Здесь «эффективно общаться»  означает «без взаимных обид и зависти, без пьянства и ругательств, без мордобоев и стрельбы» (и вновь это негативные характеристики «Бунтующего Ребёнка»). Мол, и это уже хорошо, культурно! Мол, Бог терпел и нам велел. (Парадоксально, но эта ссылка на Бога в нашем Отечестве  действует на фоне многолетнего безбожия и без царя в голове, то есть во главе). Однако, говорят, именно молчанием предаётся Бог (святое, священное, светлое, доброе, любвеобильное). Следовательно, молчание бывает не только золотым. Оно бывает неадекватным и даже вредным. И замечательно, что есть, сохранился в нас – в россиянах – принцип «не могу молчать».

Психология (к примеру, психология общения и управления, а не манипулирования людьми) как наука и практика, дающая людям коммуникативное и жизненное мастерство, если и не запрещена, то не востребована; если и востребована, то по минимуму, в том числе  в разных масках-личинах, типа магия, астрология, нумерология, хиромантия и другое. Почему изучение жизненно важного предмета, каковым является психология с точки зрения усиления выживаемости и успешности народа, большая редкость в общеобразовательных школах нашей страны? Почему у нас много алкоголиков и наркоманов, для которых характерна потребность забыться, кайфовать (то есть переживать бессознательное состояние)? Да потому, что легче управлять «малоосознающими», «как бы осознающими», «неосознающими» людьми (подчинёнными, исполнителями). Осознающими или неосознающими что? То, что происходит на самом деле, а не то, что говорят авторитеты с помощью различных средств. Ведь известный факт, что существует большая разница между объективным (реальность) и субъективным (интерпретация этой реальности).

К примеру, у кого из российских руководителей высшего ранга в администрации есть психологическая служба? Та, которая возвращает своему руководителю объективную и научно обоснованную обратную связь в целях его профессионально-личностного роста ради блага общего дела (как говорится, «не поученья ради, а пользы для»)? И при этом не лишается рабочих мест из-за субъективизма руководителя? Понимаю, вопросы риторические.

Социально-психологическая программа «Контролирующего Родителя» знакома россиянам с пелёнок. Она легко узнаваема, воспринимается даже как своя, родная. Это же мать с отцом, это воспитатели и учителя, мужья и жёны, а потом и авторитарные начальники. Поэтому, как говорится, «Думать-то здесь  народу  ни о чём не надо и придумывать тем более. За него уже давно подумали и всё придумали! Остаётся только согласиться и сделать как велено» (то есть так, как это делает послушное дитя у строгих родителей). Мол, и тогда будет всем хорошо!

Хорошо ли? Ведь программа и сценарий жизни россиян могли бы быть принципиально другими: более реалистичными и живыми, а значит, более результативными и счастливыми – как для конкретного человека, так и для всего народа и страны. При условии, если подчинённые адекватно, эффективно общаются и взаимодействуют со своими руководителями, как истинные граждане по-настоящему правового государства.

 Уверена, не во всех коммуникациях нужно общаться по традиционной формуле «начальник (или партнёр, статус которого выше) всегда прав», мол, за ним последнее слово. Другой стороне общения также необходимо возвращать обратную связь. Разумеется, корректную и адекватную, то есть соответствующую действительности: иначе очень сложно жить (или даже выживать и выжить) этому «простому человеку». Он постоянно (хронически) находится в состоянии деструктивного противоречия и нарастающего дискомфорта, обозначаемого как «Внутри меня идёт война, смертельно тихая она!» или «Мама, роди меня обратно!», др.

В целях самоисцеления россиянам рекомендую посмотреть мультсериал «Маша и Медведь» (режиссёры: Олег Кузовков, Марина Нефёдова, Олег Ужинов, Денис Червяцов и др.) И не один раз! Данный мультфильм  про девочку Машу, которая никому не даёт покоя, в первую очередь, своему другу Медведю. Она – не типичный «Послушный Ребёнок» и не «Бунтующий Ребёнок», а счастливое «Свободное Дитя». Медведь – не «Контролирующий Родитель», а «Заботливый Родитель». Таким образом, эта современная сказка иллюстрирует реальную возможность выхода из традиционных, неэффективных программ поведения и жизнедеятельности человека.

Для соотечественников, кому близки не сказки, а реальные истории, думаю, психотерапевтичной с точки зрения адекватного самовыражения в общении и жизни окажется статья Алексея Поликовского «Наш русский чех» о хоккейном тренере подмосковного «Атланта» Милоше Ржига. «Ржига не был бы Ржигой, если бы не умел сам и не учил других сопротивляться не до конца, а до победы. Ржига посылает нам весть о том, как нам следует жить. Он знает, что не надо подлаживаться и подстраиваться, а надо быть самим собой,  что лицо у человека не для того, чтобы прятать эмоции и превращать его в стиральную доску, и если хочется кричать, то надо кричать, и если нравятся вызывающие и элегантные красные галстуки, то, значит, надо носить красные галстуки, и если во что-то играешь, то играй до конца, пусть против тебя даже «Газпром» со всеми его трубами…» («Новая газета». №33 от 30.03.2011. С.24).

Что делать практическим психологам в сложных социально-психологических условиях современной России? На собственном примере (то есть с персональной ответственностью по принципу «Если не я, то кто?») в реальных (а не только в учебных) ситуациях профессионально, осознанно и экологично  способствовать актуализации  потенциальной  коммуникативной  компетентности россиян. К примеру, я это сделала через авторскую сказку «Я – миллионерша» на сайте «Сказочная жизнь от Эльфики» http://www.elfikarussian.ru/ya-millionersha-ot-alojj-rozy/5126

Для того чтобы активизировать позитивные  коммуникативные навыки и способности соотечественников, психологам самим необходимо:

1) проработать собственные личностные проблемы: особенно серьёзные, мешающие эффективности профессиональной деятельности;

2) перечитать классические труды Эрика Бёрна «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений» и «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы»;

3) периодически принимать участие в тренингах коммуникативной компетентности.

Таким образом, не столько неадекватное молчание – золото, сколько эффективное общение – истинная ценность: как в России, так и за её пределами. К примеру, руководитель высшего ранга – двадцать шестой президент США Теодор Рузвельт в своё время пришел к выводу, что самая главная формула успеха – знание, как общаться с людьми. В новейшей России и мы это поняли, приняли и даже получили на уровне лидера страны. Наш Президент В.В.Путин компетентный, умелый специалист по эффективному общению с людьми. Остаётся целенаправленно использовать и развивать данный образ-опыт на всех уровнях. Ведь именно эффективное общение позволяет разумному человеку вербально и невербально относиться к другим людям (и по вертикали, и по горизонтали) так, как он хотел бы, чтобы другие относились к нему. Для этого нам, практическим психологам,  жизненно важно повышать коммуникативную компетентность наших соотечественников на разных возрастных этапах: профессионально, осознанно и экологично. Успехов нам всем!

  

Эссе опубликовано

1.      Андреева Н.Н. Этнопсихологические особенности управления в России или «игры, в которые играют» современные россияне (эссе) //Комплексное психолого-педагогическое и медико-социально-правовое сопровождение в образовании: интеграция науки и практики. Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. Григорьевой Н.В., Ефимовой Н.Н., Порфирьевой С.И., Убасевой З.В., Володиной М.А. – Чебоксары: Издательский центр Чувашского республиканского института образования, 2011. С.21-24.

 2.      Андреева Н.Н. Этнопсихологические особенности управления в России или «игры, в которые играют» современные россияне //Моя Империя. №2(54).2012.С.48-49.