Психологическая поддержка педагогического коллектива дошкольной образовательной организации через применение современных МАК-технологий

Визгина Елена Николаевна, педагог-психолог

МБДОУ "Детский сад №206 "Антошка"

г. Чебоксары

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность современного педагога является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса, она определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться возникающими в психолого-педагогическом процессе ДОУ, ситуациями, разрешая которые он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребенка.

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия внутри педагогического коллектива. На смену уходящей в прошлое основной цели ДОУ транслировать знания воспитанникам пришла новая функция образования - создание единого образовательного пространства, в котором воспитатель, психолог и другие специалисты - это субъекты профессионального взаимодействия, а воспитанник - субъект, способный к саморазвитию. Эффективность воспитательно-педагогической работы может быть обусловлена лишь интеграцией - объединением усилий разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга.

Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна - развитие личности ребенка, социализация его в обществе. Достигнуть её можно только согласовывая свои действия посредством интеграции.

В связи с этим профессиональная компетентность педагога является основой для эффективной работы ДОУ.

На сегодняшний день, в ДОУ работают педагоги с различным профессиональным уровнем. Среди сотрудников есть молодые специалисты, которым тяжело по началу эффективно работать, есть и стажисты, которые давно работают в системе образования.

Установление взаимодействия педагогов между собой требует решения ряда проблем: устранения недоверия, партнерское общение, активизация разнообразных форм общения с коллегами, формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения.

В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в общении с коллегами: определения содержания, средств и методов развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в данной области.

Сегодня все чаще в работе психологов используются метафорические карты. Это направление, этот инструмент работы приобретает все большую популярность.

Метафорические ассоциативные карты - это не новое направление в психологии, не проективная методика, это - действенный и разносторонний инструмент, опора, наглядное средство в работе психолога.

Карты наглядно демонстрируют картину любых межличностных отношений или картину взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности.

Можно констатировать существующее противоречие между потенциальными возможностями педагогов и отсутствием у них необходимых теоретических знаний и практических умений. Сложившееся противоречие позволяет определить проблему исследования: каковы содержание и средства развития профессиональной компетентности воспитателей в общении между собой? Решение данной проблемы составляет цель занятия.

Цель: формирование навыков адекватного общения и способности к открытому общению, самораскрытию и самоощущению себя в группе.

 

Задачи:

- развитие способности понимать других людей;

- формирование гуманистического отношения к другим людям, стремления к взаимопомощи и сотрудничеству;

- формирование психофизического и духовного здоровья (любви к себе, к людям, к жизни и выработка умения жить в гармонии с собой и с миром);

- закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;

- развитие коммуникативных навыков – установлении контактов;

- формирование навыка равноправного и открытого общения через самопознание, актуализацию личностных качеств педагогов;

- развитие позитивной моральной позиции по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе;

 

Формы и методы работы: беседа, ролевая игра, упражнения по межличностной коммуникации, дыхательные и двигательные упражнения, арт-упражнения.

Материалы: бумага, ручка, карандаш, свеча.

 

I Разминка

Упражнение «Новый круг»

Инструкция: «Пожалуйста, встаньте все в один большой круг и возьмитесь за руки (если у Вас не хватает места для большого круга, то сделайте два или три маленьких.) Расцепите руки. Одно мгновение постойте с закрытыми глазами совершенно неподвижно, ощутите свое тело, почувствуйте свое положение в пространстве комнаты. Хорошо, если вы сумеете расслабиться и успокоиться. Когда я дам команду, вы все начните, не открывая глаз, двигаться к центру круга до тех пор, пока не сойдетесь в середине. Сделайте это очень медленно и осторожно и вновь возьмите друг друга за руки. Когда вы окажитесь в центре, то постойте там минуту спокойно, но глаз не открывайте. Потом вы должны так же медленно и спокойно, все еще не открывая глаз, снова отойти назад и там открыть глаза. Вот и все. А теперь начните снова медленно идти к центру…»

Комментарии для педагога. Эта игра помогает сфокусировать внимание, внутренне успокоиться после напряженной работы и «утрясти» опыт предшествовавшего учебного процесса. Необычная структура игры дает возможность участникам почувствовать солидарность и уважение друг к другу. Физический контакт является символом единства групп.

 

Тест "Круг"

Ведущий: « Нарисуйте на листе бумаги круг. В любом месте нарисуйте прямую линию (черту).

Интерпретация: 1) черта «врезалась» в круг – вы часто ссоритесь, не думаете о чувствах другого, но зато вы можете, не держите камня за пазухой; 2) черта на некотором расстоянии от круга – вы боитесь выяснить отношения, предпочитаете теперь или затаивать обиду, поэтому вас воспринимают как неконфликтного человека; 3) черта касается окружности – вы тактичный собеседник, чувствующий «границы».

 

Упражнение «Какой я?»

Данное упражнение ориентировано на личностное самоопределение, актуализацию внутреннего состояния, противоречий и ресурсов. (МАК «Огонь, мерцающий в сосуде»)

Предлагается выбрать сосуд, который больше всего похож на вас, и несколько карточек-фонов для его наполнения. Одновременно или по очереди необходимо совместить сосуд и его содержимое и рассказать, как вы себя чувствуете с тем или иным его наполнением. Опираясь на полученный образ, необходимо ответить на следующие вопросы:

Рефлексия:

- С каким наполнением вам комфортнее всего? Какое отношение это имеет к вашей жизни?

- Как живется в одном сосуде нескольким состояниям?

- Если потребуется выбрать только одно наполнение из имеющихся, какое вы выберете и почему?

Упражнение «Расшифруй слово»

Ведущий: «Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение»». Например:

О – объединение, открытость;

Б – близость, безопасность;

Щ – щедрость;

Е – единомыслие;

Н – необходимость;

И – искренность, истина;

Е – единение.

Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы.

Рефлексия:

Чем вы руководствовались, когда расшифровывали буквы?

Какие чувства вы испытывали, когда выполняли это упражнение?

Возникали ли конфликты во время расшифровки?

 

II Основная часть

Упражнение «В одинаковом разное»

Участникам предлагается карточка с набора «Петроглифы» по очереди посмотрев на содержание, записать, что на ней изображено. После просмотра всех участников, предлагается каждому озвучить свою запись.

Обсуждение: метафора у каждого человека может быть разной, а поэтому и увиденное отличается от высказываний других участников.

Упражнение «Стенки моего сосуда»

Цель: осознание личностных границ.

Требуется выбрать сосуд, похожий на вас, рассказать о нем. У сосуда есть стенки, которые могут быть очень разными: толстыми, тонкими, проницаемыми либо непроницаемыми, гладкими или шершавыми, ровными или не очень…

Рефлексия:

Как вы чувствуете границы своего сосуда? (их предлагается нарисовать маркером прямо на трафарете).

Каким качествами стал обладать сосуд с новыми стенками?

Как вы себя стали чувствовать при таких стенках и границах? Нарисуйте первоначально выбранный сосуд таким, каким бы хотели его видеть, расскажите о том, что получилось.

Упражнение «Что вокруг»

Упражнение ориентировано на осознание взаимоотношений с близкими и окружающими людьми и того места, которое они занимают в вашей жизни.

Из фотографий-фонов участникам занятий предлагается выбрать ту, которая наиболее похожа на их нынешнее состояние и рассказать о ней. Вокруг вас много людей (члены семьи, друзья, знакомые и т.д.). Далее выбираются карты, похожие на этих людей, и располагаются вокруг своей карты. Затем выбирается сосуд, который был бы похож на вас. Подумайте, как расположить его на картах. Возможно, общение с кем-то из тех, кто вас окружает, таково, что, что часть карты этого человека окажется внутри вашего сосуда.

Рефлексия:

  • Что вы чувствуете, глядя, на то, что оказалось внутри вашего сосуда?

  • Что вы думаете по поводу того, что в вашей жизни есть эти люди?

 

Упражнение «Дорисуй портрет»

Участники сидят по кругу, у каждого лист бумаги и карандаш. Все карандаши разного цвета. Таким образом, у каждого участника свой цвет карандаша.

Ведущий: «Сейчас мы с вами будем рисовать необычный портрет. Каждый участник только начинает свой портрет, а дорисовывает его группа. Для этого по моему сигналу вы будете передавать свой портрет участнику, сидящему справа. Получив портрет, вы его подрисовываете: каждый может подрисовать все, что ему хочется. По моему сигналу вы этот рисунок тоже передаете соседу справа. Таким образом ваш портрет, сделав круг, вернется к вам. Вы получите ваш портрет глазами группы. Так как у каждого из вас есть определенный цвет карандаша, вы можете понять, кто и что нарисовал на вашем портрете. А сейчас возьмите свой лист бумаги и напишите свое имя. По этой надписи вы будете знать, чей портрет у вас в руках. Итак, начинаем рисовать свой портрет... Стоп. Передаем рисунок соседу справа».

И так далее.

Обсуждение рисунков.

Рефлексия:

Какие чувства вы испытывали во время задания?

Испытывали ли вы неприязнь когда дорисовывали, начатый вами рисунок?

Понравился ли вам полученный рисунок?

Задание «Работа в парах»

Ведущий: «Я предлагаю вам снова поработать в парах. Задание: первые номера сжимают кулак, закрывают рот, вторые номера за 1,5 минуты должны сделать так, чтобы первые кулак разжали».

Смена ролей.

Рефлексия:

Какие ощущения?

Удалось ли выполнить задание?

Что помогало?

Какой метод оказался неэффективным?

Как вы себя чувствовали?

Какие техники использовали? (Комплимент, уговор, отвлечение, авансирование, силовые.)

Вывод. Для равноправного общения необходимо внимание к человеку, понимание его, комплимент, разговор в позиции «равный с равным». Негативное отношение, силовые методы принесут только негативные плоды, отвержение вас.

 

III Заключительная часть

Упражнение «Мои достоинства»

Все садятся в кругу. Каждый член группы в течение 3-4 минут должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит, понимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности в различных ситуациях.

Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является или может стать такой опорой в различные моменты жизни. Необходимо избегать любых высказываний о своих недостатках, ошибках и слабостях. Затем ведущий предлагает остальным участникам добавить, какие они отметили сильные стороны того, кто рассказывал о себе.

Рефлексия:

Насколько трудно было выполнять это упражнение?

Какие черты характера было назвать легче всего (положительные или отрицательные)?

Упражнение «Кто есть кто»

В этом упражнении несколько этапов. Сначала каждый участник на отдельных пяти карточках записывает в виде отдельного предложения пять своих важнейших личностных характеристик.

Потом эти карточки сдают ведущему, и он их перемешивает. Для секретности можно заново переписать все карточки «одной рукой». Затем снова каждый берет себе по пять карточек. По очереди участники зачитывают вслух по одной карточке и отдает ее тому, кто по его мнению, мог ее написать. При этом желательно объяснить, почему он решил отдать карточку именно этому человеку. Если автор угадал, участник получивший карточку, убирает ее из игры. Если не угадан, карточка складывается с остальными и вновь зачитывается. Если в начале игры участнику попали его собственные карточки, то все равно он должен их зачитать и отдать любому из участников.

Упражнение заканчивается после того, как каждый получит обратно свои карточки.

Рефлексия:

Насколько трудно было выполнять это упражнение?

Какие чувства вы испытывали, когда выполняли упражнение?

Насколько точно вы отгадали авторов написанных характеристик?

 

ЗАВЕРШЕНИЕ

Ведущий благодарит всех за участие в занятиях, игрушка сердечко идет по кругу. Участники по очереди берут ее в руки и говорят о своих впечатлениях от занятий, высказывают добрые пожелания друг другу.


Список использованной литературы:

  1. Закон об образовании РФ // Интернет-источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  2. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно практический журнал. – 2007, №1 (35).
  3. Маханева М.Д. Управление развитием ДОУ: проблемы, планирование, перспективы (приложение к журналу «Управление ДОУ»). – М., ТЦ Сфера – 2006.
  4. Проективные сказочные карты: методическое руководство / Н.И. Олифирович, Г.И. Молейчук. - СПб.; М.; Речь, 2018. - 128 с.
  5. Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. – 2010, №3.
  6. Колоды карт МАК // https://macards.ru/product-category/metafor_karty/universalnye-metafor_karty/