ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ

 

Краснова С. Г., кандидат психологических наук,

 доцент кафедры педагогики и практической психологии

БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский

 институт образования» Минобразования Чувашии

 

Окружающий нас мир необратимо изменился. Эти изменения носят глобальный характер. Одной из причин этих изменений является невероятно быстрая сменяемость происходящих событий и внедрение в нашу жизнь цифровых технологий. Предсказать последствия таких перемен для нашей психики, а особенно для воспитания и развития детей, сложно. Как научить детей жить в этом быстро меняющемся, сохраняя внутренний мир, адаптироваться к динамике изменений, справляться со стрессами? Как сохранить безопасную атмосферу для детей? как сохранить себя, тот дар жизни, который получает человек, и мир, в котором мы живем? Что для этого необходимо? Бесконтрольная со стороны  взрослых жизнедеятельность  детей может привести к актуализации негативных мыслей и эмоций, духовной депривации. Эти вопросы все чаще обсуждаются ведущими учеными практиками в области педагогики и психологии. Решение этих задач педагогами и психологами видится в осознании происходящего, укреплении педагогических и психологических резервов, обогащении образовательной среды, повышении духовности детей. Что для этого может сделать психологическая служба образовательных организаций?

Психологическая служба может оказать существенную помощь в решении этих вопросов. В этой статье рассматривается опыт работы педагога-психолога БОУ ЧР «Чебоксарское НОШ для обучающихся с ОВЗ №2» Минобразования Чувашии Александры Юрьевны Гореловой, победителя профессионального конкурса «Педагог-психолог Чувашии – 2018», лауреата Всероссийского конкурса «педагог-психолог-2018» в выстраивании системы  духовно-психологического развития детей. Особенно это важно в работе с детьми с ОВЗ.

Содержание этой системы включает разработку и реализацию программы «Подсолнух», которая органично вплетается в основную программу воскресной школы в Храме святого праведного Иоанна Кронштадтского и в общеобразовательную программу школы. Особой ценностью предлагаемой системы является то, что в ней выстраивается единая линия занятий по развитию духовно-нравственной сферы ребенка на протяжении четырех лет обучения в начальной школе. Программа «Подсолнух» знакомит детей с основными нравственными категориями, учит анализировать, оценивать свое поведение, а также поведение других людей с позиции христианских притч, конкретные ситуации с позиции норм морали, формирует понимание значимости собственных жизненных ценностей и задач при уважении целей и задач других людей.

Когда речь идет о развитии духовной сферы детей, педагогу-психологу важно быть на одной чувственной волне с передаваемой информацией, с детьми, создавать ту атмосферу, которая созвучна и соответствует содержанию системы проводимой работы. Необходим постоянный собственный духовный рост педагога-психолога. «Профессия педагога-психолога, это не просто профессия,– отмечает Александра Юрьевна при беседе, – это состояние души, образ жизни, особое отношение к ней и к людям. Она является формой самопознания себя и других, позволила мне изменить взгляд на многие события собственной жизни». Именно такой подход позволяет достичь высоких результатов в профессии. С этих позиций можно констатировать, что в разработанной системе учитывается два имеющихся подхода к развитию духовности детей: приобщение к культурным ценностям и формирование высших нравственных чувств детей. Этого невозможно добиться без постоянного познания и обогащения своей духовно-психологической сферы.

В целях повышения профессионального уровня и наиболее полной реализации творческого потенциала педагогов-психологов, решения задач выявления талантливых педагогов-психологов и распространение их передового опыта на всех образовательных уровнях проводится ежегодный профессиональный конкурс «Педагог-психолог». Одной из конкурсанток и была педагог-психолог А. Ю. Горелова. Неудивительно, что конкурсное занятие А. Ю. Гореловой названо «Спешите делать добро». Оно сконцентрировало все профессиональные умения, весь имеющийся опыт конкурсанта. Глубина и методический уровень занятия позволили жюри дать высокую оценку занятию, Считаем нужным опубликовать конспект занятия для использования педагогов-психологов образовательных организаций, заинтересованных в данной проблематике.

Ниже предлагаем вам конспект этого занятия. Целью занятия является углубление представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, побуждение к осмыслению общечеловеческих ценностей. Задачи разделены на образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные составляющие и направлены на эмоциональное вовлечение в нравственную проблему, социализацию эмоций, на формирование у учащихся этических представлений о добре и зле. Коррекционно-развивающие задачи предполагают развитие психических функций, коммуникативной и социальной компетентности. Воспитательные задачи включают выработку у детей таких ключевых компетенций как ответственность, самостоятельности, инициативность, а также таких нравственных качеств личности как доброжелательность, внимательность и др. Необходимыми материалами являются мягкие модули, спортивные туннели, цветы, модель пруда, мультимедийное  оборудование для презентаций и музыкального сопровождения, разноцветные камушки, посуда с цветным песком, подушечки, стеклянный сосуд «Добра».

 

Ход занятия:

  1. Вступительная часть. «Приветствие»

Педагог-психолог: Ребята, давайте соберемся в круг: Раз, два, три в кружок скорее иди (читается стихотворение).

Все ребята встали в круг, ты мой друг и я твои друг,

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся

Мы желаем всем добра утра доброго и дня!

  

II. Основная часть.

1.Игра-путешествие

Педагог-психолог. Сейчас мы с вами отправимся в интересное путешествие в страну, где всегда светит солнце, поют птицы и происходят разные чудеса – в страну «Добра». Там живет Фея Добра. Она попросила нас отыскать волшебные краски, которые спрятал Злой Гном. Путь предстоит не легкий и только самые дружные и добрые ребята могут с этим справиться. Вы готовы? Отправляемся в путь? Дети становятся друг за другом и выполняют кинезиологические упражнения. Далее проводится игра-разминка с зачитыванием стихотворения.

Дети, стройтесь по порядку на весёлую зарядку.
Чтоб размялись наши ножки, мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая за собой нас увлекает.

Мы шагаем друг за другом лесом и широким лугом.
Раз- два, раз- два,вот полянка, вот лужок
Веселей шагай, дружок.

2. Основная часть.

Педагог-психолог. Ребята, посмотрите, какое озеро у нас на пути! Давайте присядем и немножко отдохнем. Хочу рассказать вам одну притчу. Вы знаете, что такое притча? …Это – короткая история, в которой заключена мудрость наших предков. Зачитывается притча. «Когда-то давно один дедушка рассказал своему внуку одну историю. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький мальчик, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает? Дед едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». Как вы думаете, ребята, какие наши дела кормят белого волка? А какие наши поступки кормят черного волка? Какого волка хотели бы вы накормить? Кого волка вы выбираете? Выбор внутри каждого из нас, делаем мы его каждый день и каждый час.

Посмотрите на экран и скажите, какого волка кормят ребята на картинке... Почему? Ответы детей. Вы справились с этим заданием, вы работали дружно. Обратите внимание на то, как белый волчок внутри вас растет. Сейчас поднимите камушки и посмотрите, нет ли под ними волшебных красок. (Красок нет). Нет. Значит, Злой Гном спрятал их в другом месте. Далее проводится упражнение на развитие навыков коммуникации «Скала».

Педагог-психолог.Вот мы и подошли к скале. Давайте поможем друг-другу пройти по самому краю скалы! Дети становятся в шеренгу вдоль каната, потом по одному проходят по нему, держась за других детей. После упражнения «Скала» дети выходят на середину зала, где разложены цветы. Посмотрите, как здесь красиво! Как уютно и приятно здесь находиться. Вам здесь нравится? Что именно Вам нравится? Какая замечательная клумба, какие добрые и яркие цветочки, наверное, Фея Добра очень хорошо ухаживает за этими цветочками.

Дети. Как много красивых цветов…

Педагог-психолог.Ой, а это что такое, как вы думаете? Какой-то засохший черный кустик… как жалко, что он высох. Что вы чувствуете, глядя на него? Все цветочки растут в одном месте на солнечной полянке, только этот кустик растет отдельно.

Дети. О нём никто не заботился, не ухаживал, не дарил добро.

Педагог-психолог: Так давай и я, и ты, ему подарим доброты!

Я предлагаю помочь цветку. Ребята, как мы можем это сделать? Конечно, добрыми делами (далее педагог-психолог предлагает игру «Добрый поступок»). Я буду называть вам поступки. Если поступок добрый – вы говорите «И я», и кладете свои ручки на сердце (потому что доброжелательного человека еще можно  назвать «сердечный»), если плохой, то молчите (дети встают в круг):

«Я поздороваюсь при встрече» – и я; «я толкну и не извинюсь» – ... ; «я помогу подняться упавшему человеку» – и я;  «я не уступлю место в транспорте пожилому человеку» – ...; «я убираю за собой игрушки» – и я.; «я разбрасываю свои вещи» – ...; «я помогаю маме» – и я; «я играю с младшей сестренкой» – и я.; «я помогаю бабушке нести тяжелую сумку» – и я. ; «я тяну кошку за хвост» – ...».

Педагог-психолог:Так что же такое доброе дело? Это дело, в котором проявляется забота о человеке, уважительное отношение к нему, внимание. Ребята, подумаете и расскажите нам, какое доброе дело вы совершили совсем недавно? (ответы детей).Молодцы! Доброта – это важное человеческое качество. По-настоящему человек делает добрые дела не для похвалы, а для пользы других людей. Я уже убедилась, что вы добрые ребята и поэтому предлагаю вам обогреть наш кустик добротой своих сердец, и согреть её своим вниманием. Проводится упражнение «Тепло моего сердца».Приложите свои руки к щекам и скажите, какие у вас руки? Положите руки на своё сердце и послушайте, как оно бьется. Доброта живет в наших сердцах, пусть они наполнятся добро. Давайте «наполним» этот кустик свей добротой. Наш цветочек стал оживать, посмотрите ребята, доброта ваших сердец творит чудеса и засохший кустик стал цвести. Волшебство свершилось! Давайте посмотрим нет ли на цветочной поляне волшебных красок. Нет. Значит, Злой Гном спрятал их в другом месте. Проводится физкультминутка с музыкальным сопровождением «Что такое доброта?» ( слова, муз.: Любаша).

Педагог-психолог. Ребята, что это такое? Да, это же магический песок, может он поможет нам? Давайте поприветствуем его. На столике стоит ёмкость с песком, в ней спрятаны краски, разноцветные камушки. Сначала дотроньтесь до песка одним пальчиком, теперь всеми пальчиками, ладошками. Попробуйте узнать тайну магического песка, для этого опустите в него ладошки. Дети опускают руки в песок и находят краски. Молодцы! Вы нашли волшебные краски. Соберем их вместе (в корзиночку) и отправимся к Фее в волшебную страну! В путь! Вход в Волшебную страну находится в пещере, через которую мы должны пройти. Дети, стоя на коленях, с опорой на руки, проползаютчерез спортивный тунель. После того, как прополз последний ребенок, появляется сказочная Фея.

Фея. Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я Фея Волшебной страны, рада вас видеть!  Вы долго ко мне добирались, не устали? Что вы встретили на своем пути? (Ответы детей). Ребята, спасибо вам, что нашли мои краски доброты. В благодарность я хочу подарить вам Волшебный сосуд Добра. Давайте пройдем в мою волшебную мастерскую и наполним его с помощью тех красок, которые вы для меня отыскали.  Дети проходят к столам, где приготовлено оборудование для рисования песком. Проводится пальчиковая гимнастика: «Доброта».

Фея. Первым делом разомнем наши пальчики.

Если пальчики грустят - доброты они хотят.

Если пальчики заплачут - их обидел кто-то значит.

Наши пальцы пожалеем - добротой своей согреем.

Дети согревают руки своим дыханием. Проводится релаксация-рефлексия «Разноцветное добро». Ребята, наши краски превратились в разноцветный песок. В какой цвет раскрасил бы ты свои добрые дела? (Рассказы детей). Теперь вместе дружно, но по очереди мы заполним наш волшебный сосуд добра, соединим выбранные вами краски. Соединим ваши добрые дела, которые вы сегодня совершили. Во время работы с песком звучит музыкальная композиция «Дорога добра» (из кинофильма «Маленький Мук», слова Ю. Энтина, Музыка М. Минкова).Молодцы, вы настоящие мастера! Но вам пора возвращаться домой, да и у меня много дел. Выход из Волшебной страны находится в пещере, через которую Вы должны пройти (дети, стоя на коленях, с опорой на руки, проползают сквозь туннель. Появляется педагог-психолог). А я прощаюсь с вами, мои добрые помощники и желаю доброго пути! Дети прощаются с Феей, и она уходит.

III. Заключительная часть

Педагог-психолог. Вот мы и вернулись. Понравилось вам путешествие? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей). Хотели бы вы еще раз отправиться в гости к Фее? Значит, обязательно отправимся, но в другой раз. Ребята Фея Добра передала вам Сосуд Добра и пусть он напоминает Вам, что Жизнь дана на добрые дела.

В завершении отметим, что предлагаемый конспект занятия может быть использован педагогами-психологами в подготовительной к школе группе детского сада, в первом классе общеобразовательной школы.

Рекомендуемая литература.

  1. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. – М.: Просвещение, 2012 .– 14 с.
  2. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

   Фото А.Ю. Гореловой на занятии с детьми