Повышение конфликтологической компетентности педагогов: направление сотрудничества школ и Чувашского республиканского института образования

 

Андреева Н.Н.,

 кандидат педагогических наук,

 доцент кафедры педагогики и практической психологии

Чувашского республиканского института образования

 

Одним из важнейших условий обеспечения психологически безопасной и комфортной образовательной среды в современных школах является повышение конфликтологической компетентности педагогов, то есть их способности конструктивно взаимодействовать с субъектами образовательного процесса в реальных конфликтах.

Нынешнее состояние дел по развитию конфликтологического направления в образовании, инновационного по своей сути, имеет проблемный характер. На фоне динамичных и радикальных социально-экономических, политических изменений, а также обострения объективно существующих в обществе и мире противоречий, кризисов, конфликтов наблюдается повышенная конфликтность участников образовательных отношений. Педагоги испытывают трудности в налаживании контакта с современными обучающимися, их родителями и законными представителями, в создании благоприятного микроклимата в классе, в предупреждении и своевременном разрешении возникающих конфликтов в школе. Тяжёлые материальные, духовно-нравственные условия современной жизни и характеров людей требуют от учителей не только предметной, педагогической компетентности, но и коммуникативной, конфликтологической. На сегодняшний день в Чувашской Республике существует нехватка медиаторов, имеющих профессиональную подготовку для оказания помощи по конструктивному разрешению конфликтов в образовательных организациях. Следовательно, имеется назревшая потребность в целенаправленном повышении уровня конфликтологической компетентности педагогов Чувашии в соответствии с требованиями современной образовательной политики РФ.

В этой связи кафедра педагогики и практической психологии Чувашского республиканского института образования осуществляет повышение квалификации учителей по программе дополнительного профессионального образования «Конфликтологическая компетентность педагогических работников» в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог». Освоение данной 18-часовой программы способствует повышению уровня следующих трудовых действий, необходимых умений и знаний педагогов:

  • систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
  • теоретические знания в области психологической конфликтологии;
  • владение технологиями профилактики, управления, минимизации деструктивных форм конфликта;
  • защита достоинства и интересов обучающихся, помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
  • владение технологиями психогигиены и стрессоустойчивости в конфликтах.

Учитывая негативные тенденции конфликтного и криминального поведения современных обучающихся в школах, данная практико-ориентированная программа решает задачи активизации психологических установок педагогов на конструктивное разрешение конфликтных ситуаций и конфликтов, обучения способам предупреждения и разрешения конфликтов в образовательной организации, помощи в усилении привлекательного образа учителя в школьном и семейном сообществе как посредника в урегулировании конфликтов. Важно понимать, что конфликтологическое мышление, конфликтологическая культура поведения и конструктивная коммуникация педагогов лежат в основе последовательной гармонизации взаимоотношений и других субъектов образовательного процесса. А потому от владения учителями и классными руководителями социально-психологическими умениями конструктивного разрешения конфликтов зависят снижение уровня напряжённости и конфликтности в образовательном процессе и, в целом, позитивные изменения психологического климата в образовательных организациях. 

 Самоанализ: психологический практикум

 Уважаемые учителя, предлагаю внимательно посмотреть на рисунок и ответить на следующие вопросы:

1. Какие эмоции и чувства Вы здесь и сейчас испытываете? Они положительные, отрицательные или двойственные?

2. Что бы Вы ответили этому обучающемуся? Как бы отреагировали в эмоциональном и поведенческом плане на его мнение?

3. А как следует отреагировать с позиции конфликтологической компетентности педагога в данном случае? Что необходимо говорить, когда целью общения является минимизация и нейтрализация деструктивных форм развития противоречивой, конфликтной ситуации? Что нужно делать, чтобы предупредить конфликт с этим учащимся?

Тем педагогам,которые испытывают амбивалентные или негативные чувства, затрудняются в конструктивном разрешении данной противоречивой ситуации, склонны к неоправданным уступкам или преимущественно руководствуются желанием к обострению и расширению конфликтов, нежели стремлением уладить их, есть над чем работать в плане повышения собственной конфликтологической компетентности. Кафедра педагогики и практической психологии ЧРИО приглашает к сотрудничеству в рамках краткосрочных курсов повышения квалификации.

 

Статья опубликована

Н.Н.Андреева. Повышение конфликтологической компетентности педагогов: направление сотрудничества школ  и института образования  //Народная школа. – Чебоксары, 2018. – № 3(156). – С.19-20.