Об опыте организации и результатах проведения скрининг-обследования подростков в г. Чебоксары на предмет выявления уровня их жизнестойкости

Т.Н. Удина, директор МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г.Чебоксары, председатель ЧРО ООО «Федерация психологов образования России», член совета управления ЧРО МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация»,

Ю.Д. Дыскин, заместитель директора МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г.Чебоксары


В последние один-два года в среде обучающихся города Чебоксары, как и в целом по России, наблюдается увеличение количества подростков, демонстрирующих те или иные признаки суицидального поведения. Специфика данной ситуации такова, что суицидальное поведение подростков обусловлено особенностями восприятия ими важнейшей ценностной дихотомии «жизнь» и «смерть», которая  воспринимается молодыми людьми от 10-ти до 18-ти лет весьма абстрактно. Тем более, что понятие «смерть» не без помощи современной массовой культуры (кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм, компьютерные игры, популярные сетевые ресурсы и т.д.) зачастую вольно или невольно пропагандируется в виде подробного изложения способов ухода из жизни и  окутывается ореолом романтики.

Большинство отечественных и зарубежных исследователей суицидального поведения подростков отмечают, что главными причинами склонности к суицидальному поведению являются процессы, связанные с отношениями подростков в семье, с друзьями,  с педагогами и другими подростками в образовательной организации. Как правило, при анализе жизненной ситуации подростка с суицидальными намерениями обнаруживается неблагополучие в отношениях, которое имеет не внешний, а содержательный характер, то есть когда речь идет, в первую очередь, о нарушенных отношениях. В результате этого многие подростки переживают депрессивные эпизоды, не могут полноценно социализироваться и перенять от окружающих их взрослых эффективные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций, что влечет за собой снижение уровня их жизнестойкости и увеличение риска выбрать «смерть» как способ ухода от многочисленных проблем или как способ привлечения внимания к себе со стороны окружающихся.

Работа образовательной организации в области профилактики суицидального поведения подростков должна базироваться на научно обоснованной информации и на достоверных диагностических данных. В данной статье представлен опыт организации и проведения скрининг-обследования подростков в городе Чебоксарына предмет выявления уровня их жизнестойкости.

Понятие «жизнестойкость» позволяет оценить способность и готовность человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей или его уязвимость к переживаниям стресса и депрессивное состояние. При этом «жизнестойкость» является фактором профилактики риска нарушения работоспособности и развития соматических и психических заболеваний в условиях стресса, и одновременно способствует оптимальному переживанию ситуаций неопределенности и тревоги. Жизнестойкие убеждения создают своего рода «иммунитет» к действительно тяжелым переживаниям. Важно, что жизнестойкость влияет не только на оценку ситуации, но и на активность человека в преодолении этой ситуации, то есть на выбор им адаптивных копинг-стратегий.

Для обследования обучающихся 13-18 лет была использована методика  «Тест жизнестойкости»  или опросник Hardiness Survey, разработанный С.Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой), включающий в себя 45 вопросов. «Тест жизнестойкости» является надежным и валидным инструментом психологической диагностики, результаты которого не зависят от пола, образования и региона проживания человека. По итогам ответов можно определить общий уровень жизнестойкости как у отдельного респондента, так и в целом по классу (группе), а также и с учетом гендерных различий. Кроме того, можно выявить, какие из составляющих «жизнестойкости» слабее сформированы и определить направления дальнейшей коррекционно-развивающей работы с классом (группой) или с отдельным обучающимся. К составляющим «жизнестойкости» относятся следующие параметры (шкалы теста):

1)  «Вовлеченность» (commitment), которая определяется как убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Иными словами, если человек чувствует уверенность в себе и в том, что мир великодушен, то ему присуща вовлеченность;

2)  «Контроль» (control), который представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь;

3)  «Принятие риска» (challenge)  или убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Общие требования по условиям проведения процедур скрининг-обследования обучающихся сводятся к следующему:

1.  Непосредственно перед процедурой обследования детей педагогу-психологу образовательной организации необходимо проинформировать обучающихся в тех классах (группах), которые будут принимать участие в процедурах обследования, о том, что в образовательной организации будет проводиться персонифицированное (или неперсонифицированное) скрининг-обследование обучающихся на предмет выявления уровня жизнестойкости.

2.  В обязанности педагога-психолога образовательной организации входит:

-          предварительное изучение бланка теста, инструкции к нему и стимульного материала,

-          неукоснительное следование инструкции к тесту,

-          помощь обучающимся в заполнении бланков,

-          проверка правильности заполнения бланков,

-          соблюдение этических норм при проведении обследования (нельзя интерпретировать инструкцию по своему усмотрению, нельзя подсказывать ответы обучающимся, нельзя оставлять обучающихся при проведении процедуры, нельзя выдавать бланки на дом).

3.  Все заполненные обучающимися бланки должны быть пронумерованы и разложены по папкам с указанием на обложке наименования образовательной организации, класса (группы), методики обследования. Порядковый номер бланка должен соответствовать порядковому номеру обучающегося в алфавитном списке класса (группы).

4.  Папки с заполненными бланками анкет должны храниться в кабинете педагога-психолога образовательной организации в недоступном для посторонних лиц месте.

5.  Педагог-психолог образовательной организации в обязательном порядке лично проводит вводную инструкцию перед каждой процедурой обследования обучающихся.

6.  Рекомендуется проводить процедуру обследования обучающихся в первой половине дня.

7.  Не рекомендуется проводить процедуру обследования обучающихся сразу после контрольных работ или непосредственно перед контрольными работами.

8.  Процедуру обследования обучающихся необходимо организовать в светлом отдельном помещении, исключить вмешательство посторонних лиц и других отвлекающих факторов.

9.  При возникновении вопросов у обучающихся по поводу их результатов рекомендуется отвечать, что обобщенные результаты обследования будут рассказаны им на собрании, а затем будут проводиться индивидуальные и групповые психологические занятия с педагогом-психологом.

В городе Чебоксары скрининг-обследование на предмет выявления уровня  жизнестойкости было проведено в ноябре-декабре 2016 года среди  обучающихся 9-х и 11-х классов. В обследовании приняли участие 4934 человека из 56 общеобразовательных учреждений, из них: 9-классников-3281 человек, а 11-классников-1647 человек.

Общие результаты скрининг-обследования, полученные по итогам скрининг-обследования среди обучающихся  9-х  классов:

-       уровень жизнестойкости ниже нормы у 757 человек или у 23% опрошенных,

-        в зоне риска находится в среднем на одну школу по 14 человек.

Общие результаты скрининг-обследования, полученные по итогам скрининг-обследования среди обучающихся  11-х  классов:

-       уровень жизнестойкости ниже нормы у 280 человек или у 17% опрошенных,

-       в зоне риска находится в среднем на одну школу по 5 человек.

Таким образом, согласно самооценке не жизнестойких подростков больше среди 9-классников, чем среди 11-классников. Следовательно, можно предположить, что опыт преодоления внешних трудностей (например, сдача экзаменов, выбор профиля обучения и т.д.) в некоторой степени «закаляет» подростков, но в целом, видимо, есть устойчивая группа подростков, которые по тем или иным причинам, не относят себя к жизнестойким людям. Именно они, будут нуждаться в своевременной и адресной психологической помощи.

Дальнейшая работа по профилактике суицидального поведения обучающихся была организована следующим образом:

1.  Выявление обучающихся 9-х и 11-х классов с высоким риском суицида из числа лиц, попавших в группу риска по параметру «жизнестойкость» при помощи «Прогностической таблицы» А.Н. Волковой.

2.  Проведение еженедельных групповых коррекционно-развивающих занятий  по программе «Повышение психологической устойчивости к школьным стрессам» на базе МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксарыдля тех обучающихся 9-х и 11-х классов, кто вошел в группу высокого риска суицида.

3.  Проведение индивидуальных психологических консультаций по запросу обучающихся, педагогов и родителей.

В заключение, необходимо отметить, что данная коррекционно-развивающая работа дала хороший эффект, так как все обучающиеся, посетившие занятия, отметили у себя повышение настроения и высказались о том, что у них укрепилось ощущение, что их жизнь в их собственных руках.

 

Рекомендованная литература

1.Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности/М.: МПГУ, Прометей, 2012.

 

Статья опубликована

Т.Н.Удина, Ю.Д.Дыскин. Об опыте организации и результатах проведения скрининг-обследования подростков в г. Чебоксары на предмет выявления уровня их жизнестойкости //Народная школа.– Чебоксары, 2017. – № 4. – С.37-38.