Образовательная психолого-педагогическая программа "Практическая социальная психология"

Авторы-составители:                    

Трубникова А. А., кандидат психологических наук

Сизганова Е.Ю., кандидат педагогических наук

Орлова Е.А., кандидат педагогических наук


Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Орск

Аннотация психолого-педагогической программы

 «Практическая социальная психология»

Целевой аудиторией для реализации представленной программы являются студенты, обучающиеся по специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования».

Актуальность разработки и реализации данной программы обусловлена необходимостью формирования у студентов современного педагогического вуза психологической компетентности, повышения уровня социально-психологических знаний и умений. Еще одной причиной для внедрения данной программы явилось отсутствие курса по социальной психологии в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования для специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования». Однако изучение данного курса, на наш взгляд, позволит студентам не только приобрести необходимые знания, но и актуализировать личностную субъектную позицию, что немаловажно в современных условиях развития социума.

Целью разработки и реализации программы является создание у студентов целостного представления об основных особенностях и формах проявления социально-психологических феноменов.

Задачи программы:

1) становление психолого-педагогической компетентности студента в процессе освоения основных понятий курса;

2) актуализация субъектной позиции студента через использование интерактивных методов обучения;

3) формирование эмпатии и рефлексии, через создание различных установок и психических состояний студентов;

4) развитие практического мышления, творческого потенциала личности студента во всех сферах психической активности;

5) создание благоприятного психологического климата на занятиях и диалогичности  процесса обучения как необходимого условия развития личности студента.

Методологической базой для разработки программы послужили: гуманистическая теория личности, теория познания, идея о роли активности субъекта в деятельности, философские положения о социальной и творческой сущности личности технологический научный подход в образовании.

Представленная программа является образовательной психолого-педагогической программой и  включает в себя следующие разделы: социальная психология личности педагога, психология межличностного взаимодействия, психология малых групп, психология успеха и психическое здоровье педагога. Каждый раздел состоит из трех основных тем, раскрывающих его  основное содержание. В программе также даны перечень и описание программных занятий, учебно-тематический план,  описание используемых методик и технологий, психологического и психолого-педагогического инструментария с указанием источников, список литературы, названы этапы реализации программы, ожидаемые результаты реализации программы, разработаны критерии оценки достижения планируемых результатов.

К данной программе прилагаются творческие работы студентов по социальной психологии в виде презентаций Microsoft Office PowerPoint.

В программе даны перечень и описание программных занятий, учебно-тематический план,  описание используемых методик и технологий, психологического и психолого-педагогического инструментария с указанием источников, список литературы.

Предназначена для преподавания дисциплины национально-регионального компонента по выбору студента (ОПД.В.02), устанавливаемой вузом по педагогической специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования»  в 5- 6 семестрах, на очном отделении.

 Содержание

 

1.Пояснительная записка ………………………………………………………..… 4

2. Функциональные модули программы………………………………………..… 6

3. Содержание программы курса…………………………………………….......... 8  

4. Тематический план изучения курса………………………………………........ 12

5. Ресурсы, необходимые для реализации программы……………………….… 13

5.1. Требования к специалистам, реализующим программу……………….….. 13

5.2.  Перечень учебных и методических материалов……………………….….. 14

       5.2.1.  Рекомендуемая литература……………………………………….……14

       5.2.2.  Список публикаций……………………………………………….……15

       5.2.3.  Перечень видеофильмов и электронных материалов...………….…..15

       5.2.4.  Перечень музыкальных произведений для аутогенной тренировки……………………………………………………………………….... 16

       5.2.5.  Аннотированный список литературы (с адресами сайтов)………….  17

      5.3. Требования к материально-технической оснащенности учреждения….  18

      5.4. Требования к информационной обеспеченности учреждения………….. 18

  1. Сроки и этапы реализации программы…………………………………...….... 18
  2. Критерии оценки достижения планируемых результатов……………………. 19
  3. Диагностические материалы промежуточного и итогового контроля…. 19
  4. Дополнение………………………………………………………………………. 25

9.1 Самостоятельная работа………………………………………………………… 25

       9.2 Темы рефератов и докладов………………………………………………... 25

10. Приложение………………………………………………………………………. 26

      Методическая разработка занятия……………………………………………… 26

      Работы студентов………………………………………………………………… 32

 

1. Пояснительная записка

В настоящее время, в связи с постоянно увеличивающимся интересом к влиянию на людей широкого социального окружения, социальная психология стала одной из обязательных дисциплин психологической подготовки в системе высшего профессионального педагогического образования. Социальная психология как отрасль знания актуальна для всех специалистов, работающих в сфере «человек - человек», и особенно в системе образования, где необходимо знать особенности социально-психологических явлений и обязательно учитывать психологические закономерности их формирования и проявления.

Введение нового Государственного образовательного  стандарта и требования общества к качеству подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием выдвинули необходимость изменения со­держания  образования и разработки принципиально новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способствующих интериоризации получаемой информации. В связи с этим для улучшения психологической профессио­нальной подготовки педагогов в вузе  разработана программа курса, актуализирующая проблемы психологической подготовки учителей нового типа.

В настоящее время в научной литературе дан критический анализ традиционной психологической подготовки в педвузах и предлагаются следующие подходы ее совершенствования: психологизация целей, содержания, методов, профессиональной подготовки педагога (Г.В. Акопов, Н.Г Руденко, В.А. Семиченко); выявление конструктивных возможностей психологического знания для учителя (Ю.Н. Кулюткин); интеграция психологических дисциплин (В.Н. Панферов); усиление практической направленности психологии (Б.А. Вяткин, P.M. Фатыхова, А.К. Юрова); использование активных методов и форм в обучении студентов (Г.В. Дьяконов, Е.И. Рогов).

Методологической основой разработки программы выступили:

- на философском уровне  социально-философские теории соотношения деятельности и общения (Э.В.Ильенков, М.С.Каган);  учение о человеке как субъекте, активно взаимодействующем с социумом (М.К. Мамардашвили, К.А.Абульханова-Славская); идеи межличностного взаимодействия в социуме (М.М.Бахтин, В.С. Библер).

  - на общенаучном уровне основные подходы и принципы гуманистической и личностно ориентированной педагогики и самоопределения личности в условиях современного социума (Ш.А.Амонашвили, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.); идеи о деятельностном характере образования (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина и др.).

  - на конкретно-научном  уровне технологический  подход к обучению   (П.Я. Гальперин, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.); учение об управляемом педагогическом потенциале социума (Г.Н. Филонов); исследования по проблемам социальной психологии образования (Г.В. Акопов, Н.В. Клюева, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Н. Нечаев, Н.Н. Обозов, Н.С. Пряжников, А.А. Реан, М.Г. Рогов, Р.Х. Шакуров и др.)

 Курс «Практическая социальная психология» необходимо включать в  преподавание дисциплин национально-регионального компонента по выбору студента, устанавливаемым вузом по педагогической специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования», на очном и заочном отделениях. Данный курс развивает практическое, дивергентное мышление студентов, позволяющее формировать продуктивные когнитивные установки в сфере социальных взаимоотношений. Педагог начальных классов, способный не только понимать, но и корректировать настроения, чувства, намерения своих учеников, их родителей, своих коллег, мотивы их поступков, а также собственное поведение, в зависимости от  социальной ситуации, будет постоянно стремиться к личностно-профессиональному развитию.

Целью разработки и реализации программы является создание у студентов целостного представления об основных особенностях и формах проявления социально-психологических феноменов.

Задачи программы:

1) становление психолого-педагогической компетентности студента в процессе освоения основных понятий курса;

2) актуализация субъектной позиции студента через использование интерактивных методов обучения;

3) формирование эмпатии и рефлексии, через создание различных установок и психических состояний студентов;

4) развитие практического мышления, творческого потенциала личности студента во всех сферах психической активности;

5) создание благоприятного психологического климата на занятиях и диалогичности  процесса обучения как необходимого условия развития личности студента.

Для решения этих задач используются активные формы и методы социального обучения, применяются различные методики активизации познавательной деятельности студентов. Программа курса включает в себя систему практических занятий, предполагающую проекцию личного опыта студента на изучаемый материал.

Структура каждого занятия включает в себя следующие уровни: мотивационный (осознание необходимости получаемой информации), эмоциональный (чувственный отклик), познавательный (приобретение информации, знаний), поведенческий (практическое применение полученной информации), рефлексивный (анализ и сравнение социальной ситуации с индивидуальными мировоззренческими установками личности), духовно-нравственный (личностный рост).

Обратная связь со студентами обеспечивается за счет применения информационных технологий, а также участия студентов в разработке и представлении изучаемого теоретического материала.

Формы промежуточной диагностики  знаний,  умений  и  навыков студентов: понятийный диктант, компьютерное тестирование в программе ADSoft Tester, заполнение схем-опор; итоговой диагностики - создание презентаций в программе Microsoft Office PowerPoint, их представление на творческом зачете.

Промежуточными результатами изучения данного курса должно стать достижение целей каждого из разделов, итоговыми результатами должны стать:

  • освоение знаний об особенностях организации психолого-педагогического взаимодействия в практической профессиональной деятельности педагога начальной школы;
  • получение опыта практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности; реализация основных форм и методов психолого-педагогического взаимодействия при решении задач обучения, воспитания и развития младшего школьника;
  • повышение уровня мотивации к  личностному и профессиональному развитию, формирование внутреннего локуса контроля;

Сферы ответственности, основные права и обязанности участников реализации программы данного курса определены в соответствии с нормами Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Уставом ОГТИ (филиала) ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет».

 

2. Функциональные модули программы

 

Представленная программа рассматривается нами как дидактический проект и является целостным образованием, содержательно представленным разноплановыми модулями (целевым, структурно-содержательным, технологическим).

Под модулем мы понимаем логически завершенную часть программы, включающую ряд обязательных взаимосвязанных компонентов. Целевой модуль определяет направленность на достижение  прогнозируемого результата и отражает направленность как курса в целом, так и отдельных разделов и тем в частности.

Главная цель курса - создание у студентов целостного представления о социально-психологических феноменах, их основных особенностях и формах проявления.

Структурно-содержательный модуль включает дидактические единицы предмета, обеспечивающие системность и целостность усвоения студентом теоретических основ учебной дисциплины. Курс состоит из четырех разделов, каждый из которых разделен на три части по темам.

Раздел 1. Социальная психология личности педагога

   Тема 1. Социально-психологический портрет личности педагога

   Тема 2. Социальные установки и психические состояния личности

   Тема 3. Я-концепция личности в процессе социализации

Раздел 2. Психология межличностного взаимодействия

  Тема 1. Психология общения

  Тема 2. Техники общения

  Тема 3. Психология межличностного познания и формирования отношений в системе начального образования

Раздел 3. Психология малых групп

    Тема 1. Характеристика малой группы, ее структура и  развитие

   Тема 2. Социально-психологические явления в учебной группе

   Тема 3. Лидерство в малой группе

Раздел 4. Психология успеха и психическое здоровье педагога

Тема 1. Организационная психология

Тема 2. Конфликтология

Тема 3. Внутренняя гармония и психическое здоровье личности педагога

Технологический модуль отражает систему используемых в ходе изучения курса методик и технологий, позволяющих студенту овладеть основами социальной психологии и педагогического взаимодействия.

Модуль представляет собой целостную программу практических занятий. На занятиях используются активные формы и методы социального обучения, применяются различные методики активизации познавательной деятельности студентов.

В зависимости от учебного содержания и учебных целей занятия проводятся в форме научной конференции, групповой дискуссии, тренинга личностного роста, социально-психологического тренинга, деловой игры, творческой лаборатории.

Научная конференция как форма проведения практического занятия предполагает обсуждение разнообразных точек зрения на какую-либо проблему. Это подведение итогов самостоятельной работы студентов. Здесь могут быть представлены и результаты работы с литературой, и проведение мини-исследования самих студентов. Студенты ведут самостоятельный поиск литературы по вопросам, вынесенным на обсуждение.

Групповая дискуссия – это обсуждение различных, порой прямо противоположных точек зрения на ту или иную проблему, тот или иной аспект научного знания и социальной практики, в ходе которого происходит анализ и синтез положительных и негативных сторон каждого из представленных мнений.

Тренинг личностного роста – это форма развития поведенческих, личностных и когнитивных качеств студентов в соответствии с их индивидуальными особенностями. Возможны различные формы организации работы студентов: групповая, в парах, в тройках и др.

Социально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Данная форма работы способствует выработке коммуникативных навыков студентов, формирует способность устанавливать контакт с другими людьми, корректировать свою позицию под влиянием изменившейся ситуации, воспитывает такие личностные качества, как  чуткость, внимательность, терпимость по отношению к другому человеку.

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Этот вид практического занятия способствует формированию механизмов личностного и профессионального саморазвития, позволяет студенту осознать свои потенциальные профессиональные возможности уже в учебной аудитории, через создание модели будущей деятельности специалиста. Роли детей, родителей и педагогов при этом исполняет аудитория слушателей.

Творческая лаборатория – групповая форма работы на занятиях, предполагающая проведение экспериментальных исследований; внутренняя сторона творческой деятельности. В поле внимания данной формы деятельности могут оказаться те аспекты учебной деятельности студентов, которые предполагают использование творческих способностей и навыков при разработке той или иной  проблемы (умение подбирать материал и творчески обрабатывать его при составлении психолого-педагогического плана работы).

Представленные модули выделены условно, так как содержание  модулей взаимосвязано и их реализация отдельно друг от друга нецелесообразна.

 

3. Содержание программы курса

 Раздел 1. Социальная психология личности педагога

 Тема 1. Социально-психологический портрет личности педагога

Потребность в самоактуализации личности. Социально-психологические аспекты личности педагога. Социально-психологические теории личности. Социально-психологическая компетентность личности учителя начальных классов. Социальная зрелость личности педагога.

Цель: изучение социально-психологических аспектов личности педагога

Задачи:

  1. Формирование  системы научных знаний о социально-психологических теориях личности;
  2. Развитие интеллектуального и мотивационного профессионального потенциала личности будущих педагогов;
  3. Изучение индивидуального уровня социальной зрелости личности.

Тема 2. Социальные установки и психические состояния личности

Роль и место установок и психических состояний в жизни человека. Психологическая сущность социальных установок. Структура социальных установок. Структура и функции психических состояний личности. Взаимосвязь социальных установок и психических состояний учителя и ученика начальной школы.

Цель: осознание студентами личных социальных установок и психических состояний 

Задачи:

  1. Изучение значения социальных установок и психических состояний в жизни человека;
  2. Выявление взаимосвязи социальных установок и психических состояний учителя и ученика начальной школы;
  3. Развитие коммуникативного и творческого профессионального потенциала личности будущих педагогов.

 Тема 3. Я-концепция личности в процессе социализации

Я-концепция как структура установок на себя. Источники развития и формирования Я-концепции. Я-концепция и регуляция поведения педагога в системе начального образования. Социализация личности. Социально-психологические механизмы и факторы социализации в младшем школьном возрасте.

Цель: освоение системы знаний о Я-концепции личности в процессе социализации

Задачи:

  1. Изучение источников развития и формирования Я-концепции личности;
  2.  Развитие умения регуляции поведения студента как будущего педагога;
  3. Анализ социально-психологических механизмов и факторов социализации в младшем школьном возрасте.

 

Раздел 2. Психология межличностного взаимодействия

Тема 1. Психология общения

Общение в системе межличностных и общественных отношений. Общение как обмен информацией. Средства коммуникации. Общение как взаимодействие. Типы взаимодействий в начальной школе. Педагогическое взаимодействие как организация совместной деятельности учителя и учащихся. Общение как восприятие людьми друг друга. Содержание и эффекты межличностного восприятия в образовательном процессе.

Цель: формирование установки на эффективное педагогическое общение

Задачи:

  1. Овладение знаниями об общении как социально-психологическом феномене;
  2. Развитие практического мышления и творческого потенциала студентов;
  3. Создание благоприятного психологического климата занятия для развития личности студента.

 Тема 2. Техники общения

Компетентность в сфере межличностного общения. Техника понимающего общения. Техника директивного общения. Особенности построения деловой беседы. Поддержание положительного климата беседы. Техники и приемы общения педагога в работе с младшими школьниками.

Цель: развитие коммуникативной компетентности в педагогической профессиональной деятельности

Задачи:

  1. Овладение техникой оптимального  межличностного общения;
  2. Развитие коммуникативного и творческого профессионального потенциала личности будущих педагогов;
  3. Создание благоприятного психологического климата для развития коммуникативных навыков студентов.

 Тема 3. Психология межличностного познания и формирования отношений в системе начального образования

Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Каузальная атрибуция. Точность межличностной перцепции. Межличностная аттракция.  Приемы ухода от открытой конфронтации. Приемы эффективного реагирования на критику. Стратегии поведения с агрессивно настроенным собеседником. Приемы формирования межличностных отношений и стратегии поведения учителя начальной школы в различных ситуациях общения.

Цель: создание установки на объективное восприятие актуальной ситуации общения

Задачи:

  1. Освоение ключевых понятий социальной перцепции;
  2. Формирование умения выстраивать стратегию поведения, адекватную ситуации общения;
  3. Овладение приемами межличностного восприятия.


Раздел 3. Психология малых групп

 Тема 1. Характеристика малой группы, ее структура и  развитие

Проблема группы в социальной психологии. Определение малой группы, ее границы. Классификация групп, критерии их различия. Малая группа и коллектив. Основные характеристики учебного класса как группы. Динамические процессы, происходящие в классе младших школьников. Эффективность групповой деятельности младших школьников.

Цель: исследование социально-психологических явлений и процессов в группе учащихся младшего школьного возраста

Задачи:

  1. Анализ особенностей учебного класса как малой группы;
  2. Развитие интеллектуального и мотивационного профессионального потенциала личности будущих педагогов;
  3. Формирование практических навыков организации эффективной деятельности в учебной группе.

Тема 2. Социально-психологические явления в учебной группе

Социально-психологический климат в учебной группе. Групповая сплоченность в классе младших школьников. Процесс принятия групповых решений. Конформизм и групповое давление. Влияние меньшинства. Феномен подчинения авторитету. Особенности социально-психологических явлений в учебной группе младших школьников.

Цель: исследование социально-психологических явлений  в учебной группе

Задачи:

  1. Овладение знаниями о социально-психологических явлениях в учебной группе младших школьников;
  2. Формирование психологической устойчивости к групповому давлению;
  3. Развитие коммуникативного и творческого профессионального потенциала личности будущих педагогов.

Тема 3. Лидерство в малой группе

Лидерство и руководство, как социально-психологическое явление. Лидер и лидерство. Теории лидерства. Качества, присущие лидеру. Окружение лидера. Функции лидера. Лидерство и современность. Лидер или руководитель. Стили управления руководителя. Типы руководителей. Критерии эффективности руководства. Педагог начальных классов как лидер и руководитель.

Цель: формирование позиции студента как успешного руководителя малой группы

Задачи:

  1. Освоение понятия лидерства как социально-психологического явления;
  2. Выявление индивидуального стиля педагогического руководства;
  3. Развитие коммуникативного и творческого профессионального потенциала личности будущих педагогов.

 

Раздел 4. Психология успеха и психическое здоровье педагога

 Тема 1. Организационная психология

Психология управления: управление как системная деятельность социальных институтов; циклы социального управления. Функции управления. Самоменеджмент учителя начальных классов.

Цель: освоение основ организационной психологии

Задачи:

  1. Формирование у студентов механизмов самообучения и самовоспитания;
  2. Создание продуктивных поведенческих стереотипов психической активности личности;
  3. Развитие гуманистических жизненных целей, эмоций и чувств. 

Тема 2. Конфликтология

Понятие о конфликтах, их структура, функции, стадии протекания. Виды конфликтов. Школьные конфликты. Внутриличностные конфликты и социальные изменения. Конфликты в различных общностях. Стратегии поведения, способы предупреждения и разрешения конфликтов в начальной школе.

Цель: овладение технологией предупреждения и разрешения конфликтов в начальной школе.

Задачи:

  1. Формирование целостной системы знаний психологии конфликтов;
  2. Приобретение практических навыков продуктивного поведения в различных конфликтных ситуациях;
  3. Формирование внутреннего локуса контроля личности студента.

 Тема 3. Внутренняя гармония и психическое здоровье личности педагога

Рефлексия как способ преодоления «критических» ситуаций. Механизмы саморегуляции. Условия саморегуляции. Аутотренинг как средство психологической подготовки учителя начальной школы. Эмоционально-волевая подготовка педагога. Педагогический аутотренинг как средство профессионального самовоспитания.

Цель: Создание установки на внутреннюю гармонию и психическое здоровье личности педагога

Задачи:

  1. Овладение навыками рефлексии, аутотренинга и механизмами саморегуляции;
  2. Формирование активной жизненной позиции и уверенности в своих силах;
  3. Создание благоприятного психологического климата для личностного саморазвития.

 

Методика организации занятий

 

Занятия организуются с учетом используемой формы, но обязательно включают в себя следующие компоненты:

  1. Повторение и структурирование пройденного материала и изученных понятий.
  2. Сообщение новой информации.
  3. Практическая работа с новой информацией.
  4. Анализ, обобщение и рефлексия занятия.

 

Занятия программы построены таким образом, что позволяют:

  • мотивировать деятельность студентов и их познавательную активность через обращение к личному опыту, эмоциям, чувствам, мировоззрению;
  • использовать методы психологического влияния и воздействия (внушения, убеждения, психологического заражения, социально-психологический тренинг), в том числе в процессе  анализа фрагментов из видеофильмов, жизненных ситуаций и т.д.;
  • регулировать поведение с помощью целевых установок и психических состояний студентов, раскрывая индивидуальные особенности каждого участника.

 Каждое занятие имеет несколько уровней:

Уровень 1:

1.Мотивационный (осознание необходимости информации)

2.Эмоциональный (эмоции, чувства, чувственный отклик)

Уровень 2:

1.Познавательный (приобретение информации, знаний)

2.Поведенческий (практическое применение полученной информации)

Уровень 3:

1.Рефлексивный (анализ и сравнение социальной ситуации с индивидуальными мировоззренческими установками личности)

2.Духовно-нравственный (личностный рост).

 

 4. Тематический план изучения курса

 

 

 

 

 

п/п

 

 

 

 

 

Наименование разделов, тем

Всего

 

Количество часов

практические          занятия

самостоятельная работа

Раздел 1. Социальная психология личности педагога

 

 

 

1

Тема 1. Социально-психологический портрет личности

6

4

2

2

Тема 2. Социальные установки и психические состояния личности

6

4

2

3

Тема 3. Я-концепция личности в процессе социализации

6

4

2

Раздел 2. Психология межличностного взаимодействия

 

 

 

 

4

Тема 1. Психология общения

6

4

2

5

Тема 2. Техники общения

6

4

2

6

Тема 3. Психология межличностного познания и формирования отношений

6

4

2

Раздел 3. Психология малых групп

 

 

 

 

7

Тема 1. Характеристика малой группы, ее структура и  развитие

4

2

2

8

Тема 2. Социально-психологические явления в малой группе

4

2

2

9

Тема 3. Лидерство в малой группе

6

4

2

Раздел 4. Психология успеха, психическое здоровье личности учителя

 

 

 

10

Тема 1. Организационная психология

4

2

2

11

Тема 2. Конфликтология

6

4

2

12

Тема 3. Внутренняя гармония и психическое здоровье личности

6

4

2

Итого:

66

42

24

 

 

 

 5. Ресурсы, необходимые для реализации программы

5.1. Требования к специалистам, реализующим программу

Преподаватель, проводящий занятия, выполняет следующие функции:

1. подбирает мотивационный и эмоциональный материал к каждой теме в соответствии с личностными и групповыми особенностями студентов;

2. регулирует и дифференцирует объем сообщаемой новой информации в зависимости от цели, формы занятия и особенностей группы; 

3. оценивает целесообразность проведения занятий в той или иной форме;

4. осуществляет обратную связь в процессе контроля выполнения заданий студентами;

5. следит за соблюдением этических норм, предотвращает личные обиды и конфликты в группе;

6. помогает студентам анализировать различные способы поведения в социуме и овладевать наиболее эффективными из них;

7. оценивает результаты выполнения заданий, делает общие выводы, дает частные рекомендации конкретным студентам.

 

Для выполнения этих функций преподаватель должен владеть:

  • профессиональными знаниями в области общей, возрастной и социальной психологии, педагогики, методики преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла;
  • умением делать обобщения, выводы, обладать высоким уровнем развития творческих способностей и интеллекта;
  • технологиями осуществления психологической диагностики и консультирования;
  • методами индивидуальной и групповой психокоррекции.

 

В целом, специалисту, реализующему программу, необходимо иметь опыт тренинговой работы с группой; обладать высоким уровнем профессиональной компетентности и психологической культуры труда; развитыми коммуникативными способностями и эмпатией; способностью создавать благоприятную доброжелательную атмосферу во время занятия; быть уверенным в себе, уравновешенным, обладать высоким уровнем саморегуляции и стремлением к постоянному самосовершенствованию

5.2.  Перечень учебных и методических материалов

5.2.1.  Рекомендуемая литература 

  1. Акопов, Г.В. Социальная психология образования / Г.В. Акопов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.
  2. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. М., 2000.
  3. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов / Г.М. Андреева. М., 2000.
  4. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учебн. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. М., 2001.
  5. Ахвердова, О.А., Гюлушанян, К.С., Коленкина, В.В. Практикум по социальной психологии: Учебное пособие / О.А. Ахвердова и др. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  6. Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровского, О.В. Соловьевой. 2-е изд.- М., 1996.
  7. Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов.-  М., 1984.
  8. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский.- Минск, 2000.
  9. Кричевский, Р.Л., Дубровская, Е.М. Психология малой группы / Р.Л.Кричевский.- М., 1991.
  10. Крысько, В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов / В.Г.Крысько. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007.
  11. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс, пер. с англ. СПб.; Харьков; Минск, 2000.
  12. Немов, Р.С., Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебное пособие/ Р.С.Немов. – СПб.: Питер, 2008.
  13. Парыгин, Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин.- СПб., 1999.
  14. Платонов, Ю.П. Психология коллективной деятельности/ Ю.П.Платонов.- Л., 1990.
  15. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008
  16. Руденский, Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Е.В.Руденский.- М., 2000.
  17. Соснин, В.А., Красникова, Е.А. Социальная психология: Учебник/ В.А.Соснин и др. – 2-е изд. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
  18. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. М., 1999.
  19. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др.; Под ред А.Н. Сухова, А.А. Дергача. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  20. Сушков, И.Р. Психология взаимоотношений / И.Р. Сушков.- М.; Екатеринбург, 1999.
  21. Филатова, О.Г. Социальная психология: Конспект лекций / О.Г. Филатова.-  СПб., 2000.
  22. Шибутани, Т. Социальная психология / Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д., 1999.
  23. Шихарев, П.Н. Современная социальная психология: Учеб. пособие для вузов / П.Н. Шихарев. М.; Екатеринбург, 2000.

 5.2.2.  Список публикаций

  1. Трубникова,  А.А. Методы активного социально-психологического обучения студентов педагогических специальностей / А.А. Трубникова. Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов ОГТИ Орск, 2008.
  2. Трубникова,  А.А. Практико-ориентированная модель психологической подготовки будущего педагога / А.А. Трубникова.  Материалы всероссийской  научно-практической конференции. Оренбург: Оренбургский государственный университет, май 2009.
  3. Трубникова,  А.А. Целевые установки и психические состояния в образовательном процессе как условия учебно-педагогического взаимодействия / А.А. Трубникова. Материалы международной научно-практической конференции. Орск: Изд-во ОГТИ, октябрь 2009.
  4. Трубникова, А.А., Орлова, Е.А. Психолого-педагогический практикум. Учебное пособие. /А.А. Трубникова, Е.А. Орлова. – Орск: Изд-во ОГТИ, 2010.
  5. Сизганова, Е.Ю.Содержательная характеристика понятия «учебно-методический комплекс» как дидактического проекта образовательного процесса // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Материалы 15 Международной науч.-практич. конф./ под общей редакцией А.В. Усовой. /Е.Ю. Сизганова  - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008.-с.83-87
  6. Сизганова, Е.Ю. Система педагогических ценностей студента современного вуза // Педагогическое образование: история и современность: сборник материалов международной НПК (22 октября 2009 г.) / отв.ред. В.И.Комарова. /Е.Ю. Сизганова  – Орск: изд-во ОГТИ, 2009.- с. 89-93
  7. Сизганова, Е.Ю. Проектирование учебно-методического комплекса как средства формирования готовности студентов к социально-педагогической деятельности (монография) / Е.Ю. Сизганова - Орск: ОГТИ, 2008. - 149 с
  8. Орлова, Е.А. Реализация теории развивающего обучения в вузе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. // Начальное образование: проблемы и перспективы развития в условиях модернизации. / Е.А. Орлова - Челябинск, 2005. с. 147-149
  9. Орлова, Е.А. Самообразование личности педагога посредством учебной книги. /Педагогическое образование: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции./ отв. ред. В.И. Комарова. / Е.А. Орлова - Орск: ОГТИ, 2009 с.78-80

10. Орлова, Е.А., Орлов, А.В. Личность и общество в период экономического кризиса. /Гуманитарное сознание: проблемы, поиски, перспективы. Труды международной научно-практической конференции «Гуманитарные проблемы современности». / Е.А. Орлова, А.В. Орлов - Москва. 2009 Том 2, с.15-219

 

5.2.3.  Перечень видеофильмов и электронных материалов

 Раздел 1. Социальная психология личности педагога

Компакт-диск CD-R «Социальная психология личности»

 Голованова А.А., Шаминов Р.М. Учебное пособие для ВУЗОВ

Кинофильм  режиссера С. Ростоцкого «Доживем до понедельника»

Кинофильм  режиссера В.Венгерова «Два капитана»

Сборник выпусков детского киножурнала «Ералаш». Художественный руководитель Б.Ю. Грачевский

 

Раздел 2. Психология межличностного взаимодействия

Кинофильм режиссера Э. Климов «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен»

Телеспектакль режиссера Э.Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна»

Сборник выпусков детского киножурнала «Ералаш». Художественный руководитель Б.Ю. Грачевский

 

Раздел 3. Психология малых групп

Кинофильм режиссера Р.Быкова «Чучело»

         Кинофильм режиссера Г.Полока «Республика ШКИД»

Сборник выпусков детского киножурнала «Ералаш». Художественный руководитель Б.Ю. Грачевский

 

Раздел 4. Психология успеха и психическое здоровье педагога

Компакт-диск CD-R «Социальная психология личности» Голованова А.А., Шаминов Р.М. Учебное пособие для ВУЗОВ

Кинофильм режиссера Д.Асановой «Ключ без права передачи»

Кинофильм режиссера В. Меньшова «Розыгрыш»

Сборник выпусков детского киножурнала «Ералаш». Художественный руководитель Б.Ю. Грачевский

 

Примечание: на занятиях используются фрагменты указанных фильмов

5.2.4.  Перечень музыкальных произведений для аутогенной тренировки

 (Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми: Советы руководителю. – Киев, 1990)

  1. Для уменьшения раздражительности, разочарования, для признания чувства бренности жизни и своей принадлежности к большой жизни природы, частью которой являешься.

Бах «Кантата №2», Бетховен «Лунная соната», Франк «Симфония ре-минор».

  1. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего

Шопен «Мазурка», «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодия».2.

Бетховен «Шестая симфония» (2-я ч.), Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», «Анданте из квартета».

 

5.2.5.  Аннотированный список литературы

(с адресами сайтов)

 

  1. 1.     Система федеральных образовательных порталов
    Возможность найти новые образовательные стандарты, типовые рабочие программы, электронные учебные пособия и учебники - http://www.edu.ru
  1. 2.     Психологический институт Российской Академии Образования основан в 1912 году на средства известного мецената Сергея Ивановича Щукина и является старейшим научным психологическим учреждением в России - http://www.pirao.ru/index.html
  1. 3.     АЛЬМАНАХ  Института Коррекционной Педагогики - сетевое издание о коррекционной педагогике и специальной психологии: научно-методический журнал. Данное издание, это - методическая и информационная поддержка специалистов, родителей и общественных организаций. Выходит в Интернет с 2000 года. Актуальный номер доступен на главной странице издания - http://ise.edu.mhost.ru/almanah/8/index.htm
  1. 4.     Специальным проектом МГППУ стало создание в 2002 году Международной кафедры культурно-исторической психологии. Деятельность кафедры направлена на развитие и расширение теоретической и экспериментальной базы культурно-исторической школы, анализ современных тенденций в новых исследованиях и разработках - http://www.vygotsky.mgppu.ru/
  1. 5.     Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии наук (ИНИОН РАН). Получение информации по достижениям общественных наук - http://www.inion.ru/
  1. 6.     База данных Виртуального ресурсного центра для некоммерческих организаций. Уникальная библиотека полнотекстовых публикаций: методических материалов, статей, нормативных документов по вопросам деятельности некоммерческих организаций, благотворительной деятельности (около 30 тематических разделов) -http://www.trainet.org/resources/library/ ; http://db.ngo.ru/vlib.nsf/
  1. 7.     Российская государственная библиотека (РГБ) – главная библиотека страны. РГБ – общегосударственное хранилище отечественных и зарубежных книг, журналов и др. материалов, в т.ч. рукописных книг, диссертаций - http://www.rsl.ru/
  1. 8.     Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания. Представлены научно-исследовательские работы педагогов и психологов по проблемам воспитания и разностороннего развития личности ребенка в семье на основе гендерного подхода, специфики супружеских отношений - http://www.niisv.ru/             
  1. 9.     Международное общественное движение «Добро без границ». Сфера деятельности: правительство, благотворительность, социальная защита и психологическая поддержка людей в современном российском обществе - http://www.good.cnt.ru/
  1. 10.  Электронная библиотека статей российских и зарубежных ученых по проблемам образования - http://www.cl.ru/education/lib 
  1. 11.  Пазухина С. В. Формирование ценностно-смыслового отношения к психологическому знанию у будущих педагогов: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07: Тула, 2001 187 c. РГБ ОД, 61:02-19/103-7- http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/123222.html
  1. 12.  Андреева Г.М. Социальная психология. Третье издание. М.: Наука, 1994- http://psylib.org.ua /books/andrg01/txt19.htm#3
  1. 13.  Психологическая лаборатория. Описания психологических тестов, бланки- http://vch.narod.ru/file.htm
  1. 14.  PSYLIB® – И. В. Вачков. Основы технологии группового тренинга. http://makarov02.narod.ru/seminar/vachkov/txt23.htm

5.3. Требования к материально-технической оснащенности учреждения

Помещение: учебная аудитория, оснащенная персональным компьютером, мультимедиа проектором, аудио- и видеоаппаратурой.

Для выполнения заданий: материалы для творческой деятельности (чистые листы бумаги формата А4, цветные карандаши, маркеры, мелки, краски, различные журналы для вырезания сюжетов, клей, ножницы и т.д.)

5.4. Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы: библиотека, персональный компьютер, выход в Интернет, мультимедийный проектор.

 6. Сроки и этапы реализации программы

 

1 этап. 2007- 2008 учебный год. Разработка программы на основе анализа психолого-педагогической, социально-психологической и специальной литературы, исследования реального состояния педагогического образования.

2 этап.  2009 год. Апробация программы на факультете педагогики и методики начального образования Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет».

3 этап. 2009-2010 учебный год. Анализ эффективности реализации образовательной психолого-педагогической программы «Практическая социальная психология» в учебном процессе вуза.

 

7. Критерии оценки достижения планируемых результатов

Качественные показатели соотносятся с количественными следующим образом:

Низкий уровень (1-4 балла) сформированности целевой установки студента на личностно-профессиональное саморазвитие характеризуется слабым проявлением познавательного интереса, недостаточно четким осознанием его необходимости; индифферентным отношением к осуществлению педагогической деятельности, ее ценностям. На занятиях в основном пассивен, общается  преимущественно с узким кругом людей, с трудом устанавливает контакты с детьми, зачастую проявляя эмоциональную незрелость. Студент поверхностно владеет специальными знаниями в недостаточном объеме, при этом затрудняется воплотить их в практическую деятельность. Слабо владеет основными формами и методами психолого-педагогического взаимодействия при решении задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, предпочитает стандартное решение профессиональных задач. Анализ результатов деятельности осуществляет формально и лишь под контролем преподавателя.

Средний уровень (5-7 баллов) сформированности целевой установки студента на личностно-профессиональное саморазвитие – студент обладает качествами, необходимыми педагогу, однако они проявляются в недостаточной степени. Отношение к педагогической деятельности в целом положительное, однако, усвоенные ценности профессии еще не стали личностно-значимыми. Теоретические профессионально значимые знания достаточно прочные и целостные. В основном владеет социально-психологическими технологиями и готов внедрять их в свою деятельность в качестве педагога. В ряде случаев осуществляет перенос зна­ний и умений из одних практических ситуаций в другие. Рефлексивная позиция связана с осознанием собственного стиля деятельности, творческий подход к деятельности сформирован недостаточно.

Оптимальный  уровень (8-10 баллов) сформированности целевой установки студента на личностно-профессиональное саморазвитие – студент демонстрирует наличие прочной убеж­денности в необходимости педагогической деятельности. Четко выражена мотивация, осознанно формулируются цели и задачи профессиональной деятельности. Сформирована система глубоких теоретических знаний по социальной психологии. Присутст­вует стремление к самостоятельному освоению но­вых социально-психологических  технологий, способность анализировать факты и ситуации. Опыт практической педагогической деятельности сформирован достаточно полно, он выража­ется в ее умелой организации. Рефлексивная позиция связа­на с глубоким самоанализом, самооценкой, самоутверждением, самореали­зацией сформирован внутренний локус контроля

 

Количество баллов определяются по результатам промежуточной и итоговой диагностики.

 

8. Диагностические материалы промежуточного и итогового контроля

Текущий контроль предполагает фиксацию посещений занятий, активности в ходе работы и проверку выполнения заданий для самостоятельной работы.

К формам промежуточного контроля относятся: заполнение схем-опор, понятийный диктант с заданием, компьютерное тестирование и составление личных карт-рекомендаций.

Итоговой формой контроля является творческий зачет.

Заполнение схемы-опоры

После каждого пройденного раздела студентам для самостоятельной работы предлагается составить схему-опору, которая будет отражать основные аспекты пройденного материала. Каждый новый раздел начинается с повторения материала, пройденного раздела с помощью составленных студентами схем-опор.

 Понятийный диктант с заданием

Каждый студент, определяет свой вариант и получает задание:

Раскрыть основные понятия.

Вариант 1:                                                                 Вариант 2:

  1. социальная дистанция –  …                1.  психологическая дистанция – …
  2. социальная перцепция – …                 2.  социальное восприятие – …
  3. межличностное восприятие – …        3.  каузальная атрибуция – …
  4. стратегия взаимодействия – …           4.  эффекты межличностного восприятия – …
  5. сотрудничество – …                             5. соперничество – …
  6. аттракция –  …                                      6. эмпатия – …
  7. понимающее общение – …                  7. директивное общение – …

 

После раскрытия понятий, студентам предлагается следующее задание:

  • § В каждом определении понятия подчеркните наиболее важное, значимое с вашей точки зрения слово или словосочетание.
  • § Придумайте поучительную историю или рассказ для младших школьников, чтобы в нем присутствовали все, подчеркнутые вами, слова и словосочетания.

 

Компьютерное тестирование знаний

(тестирование осуществляется в программе ADSoft Tester)

 

Методика проведения тестового задания:

Количество оценок

 

четыре

 

Названия оценок

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

 

Пороги оценок

Правильные ответы:

1 – 5 – неудовлетворительно

6 – 9 – удовлетворительно

10 – 14 – хорошо

15 – 17 – отлично

Предел длительности всего контроля

 

40 мин.

Предел длительности ответа на каждый вопрос

 

2 мин.

Последовательность выбора тем

 

случайная

Последовательность выборки вопросов из каждой темы

случайная

Предлагаемое количество вопросов

 

17

Режим формирования журнала

 

по средней оценке

Инструкция: «Вам предлагается ответить вопросы теста, чтобы узнать, насколько прочно вы усвоили изученный материал. На всё тестирование вам отводится 40 минут. Не забудьте о том, что некоторые вопросы содержат не один, а несколько правильных ответов. Будьте внимательны. Из предложенных вариантов ответа выберите тот, который считаете верным».

 

Ф.И.О.______________________________________________

Дата заполнения______________________________________

Вопросы тестирования

1. Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей называется:

а) самосознанием;

б) уровнем притязания;

в) самооценкой;

г) самопознанием.

2. Из предложенных понятий выстройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим:

а) сознание, нравственный идеал, личность, человек, направленность, мировоззрение;

         б) самосознание, «Я-концепция», личность, «Я-идеальное», человек,  сознание

3. Взаимодействие людей может быть

а) кооперативным;

б) конкурентным;

в) конфликтным

г) все варианты верны.

4. Сколько человек могут составлять группу:

а) достаточно одного человека;

б) минимум два;

в) минимум три;

г) минимум пять.

5. Какую из перечисленных групп можно отнести к формальной:

а) семья из 4 человек;

б) пятеро друзей, сидящих за столиком в кафе;

в) 20 членов комитета некой партии;

г) 30 пассажиров автобуса.

6. Почему новые члены группы обычно ведут себя тихо и незаметно:

а) формальные групповые нормы не позволяют им говорить;

б) новички пытаются понять и усвоить формальные и неформальные нормы группы;

в) новички обычно воспринимают других членов группы как соперников;

г) по сравнению со старыми членами группы новички больше стремятся к сотрудничеству.

7. В команде профессиональных борцов часто возникают ссоры. Какая из нижеперечисленных техник поможет ослабить враждебность между ними:

а) совместное проведение свободного времени;

б) состязание по борьбе внутри команды;

в) борьба с общим для всей команды соперником;

г) совместная деятельность.

8. Что относится к психологическим характеристикам группы:

а) групповые интересы;

б) групповые потребности;

в) групповые нормы;

г) групповые роли;

д) групповой статус.

9. В каких из перечисленных примеров представлена группа:

а) 2 человека меняют обивку дивана;

б) мать помогает 2 дочерям делать уроки;

в) 300 болельщиков наблюдают за школьным баскетбольным матчем;

г) 2 студента биологического факультета проводят лабораторное исследование;

д) 10 подростков играют в футбол.

10. Специфический признак малой группы, отличающий ее от большой:

а) в малой группе всегда есть лидер;

б) общественные отношения выступают в малой группе в форме непосредственных личных контактов;

в) члены малой группы всегда объединены совместной деятельностью.

11. Какие из перечисленных групп относятся к малым:

а) семья из 3 человек;

б) пассажиры автобуса;

в) зрители на концерте;

г) рабочая бригада из 40 человек;

д) 5 покупателей в магазине.

12. Возникшая в школьном классе группировка близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, является:

а) референтной группой;

б) группой членства;

в) неформальной группой;

г) формальной группой.

13. Механизм интерпретации поступков и чувств другого человека называется:

а) стереотипизацией;

б) каузальной атрибуцией;

в) аттракцией;

г) межличностной совместимостью.

14. Какое из понятий иллюстрирует пословица «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»:

а) уступчивость;

б) конформизм;

в) повиновение;

г) паника.

15. Сторона общения, включающая в себя взаимодействие людей друг с другом, - это:

а) коммуникативная;

б) интерактивная;

в) перцептивная.

16. Общение, которое осуществляется через особое расположение людей в пространстве, относительно друг друга, называется

а) вербальным;

б) невербальным;

в) проксемальным.

17. Механизм восприятия людей, при котором первое впечатление о человеке способно оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа, чем та информация, которая получена позднее:

 а) эффект новизны;

б) эффект первичности;

в) эффект ореола.

Составление личных карт-рекомендаций

Задание: составьте рекомендации, памятки или практические советы самому себе для поддержания внутренней гармонии и психического здоровья. В своих рекомендациях отметьте:

  • какие качества необходимо развивать, а от каких избавляться;
  • как наиболее эффективно организовывать свою работу;
  • как настраиваться на успешную работу;
  • сформулируйте собственные формулы самовнушений;
  • каким образом изменять свое состояние;
  • приемы эффективного общения;
  • стратегии поведения в конфликте и избегания стрессов.

 

Зачет в творческой форме

Студентам предлагается либо индивидуально подготовиться к зачету, либо объединиться и выполнить подготовку совместно. Коллективная подготовка и выполнение задания является одним из показателей эффективности проведенной работы. Чем больше студентов выберут в качестве референтной группы свою студенческую, тем выше результативность пройденного курса.

Варианты заданий:

Задание 1. оформить папку по итогам изучения курса или создать электронный вариант результатов обучения (презентация в программе Microsoft Office PowerPoint), в которых следует отразить следующие моменты:

  1. Самопрезентация: дать личностную характеристику (внешность, черты характера, увлечения, хобби, интересы, мечта).
  2. Мои малые группы  (семья, подруги, друзья, студенческая группа): Отметить, какая из перечисленных малых групп является референтной в вашей жизни. Описать подробно эту группу, учитывая особенности:
  • сколько времени существует малая группа, как в ней распределены в ней социальные роли;
  • характеристики членов малой группы, их особенности;
  • каналы коммуникации и особенности взаимоотношений в группе;
  •  наличие лидера, его лидерские качества;
  • Характеристика межличностных отношений (психологическая атмосфера группы, сплоченность, конфликтность и др.)

Обобщая, сделать вывод о значении этой референтной группы в вашей жизни.

  1. Мое профессионально-педагогическое будущее: творческое описание представлений о профессиональной реализации себя как педагога, учитывая социально-психологический аспект.

Задание 2. Электронный  словарь-справочник по основным понятиям социальной психологии.

Выбрать все категории, понятия по рассматриваемым разделам курса. Раскрыть смысл понятия через наглядность – картинки, видео, фото, музыка и т.п. Презентация словаря.

Задание 3. Опорные сигналы по разделам курса.

Требования: целостность материала, взаимосвязь компонентов, использование цвета и символов для выделения главного, единообразие стиля, оригинальность. 

 Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний.

Основные принципы составления опорного конспекта:

  •  Лаконичность
  • Структурность (4–5 связок, логических блоков).
  • Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).
  •  Унификация печатных знаков.
  •  Автономность (каждый из 4–5 блоков должен быть самостоятельным).
  • Ассоциативность.
  • Доступность воспроизведению.
  • Цветовая наглядность и образность.

Задание 4. Путеводитель по курсу «Социальная психология».

Изобразить карту изучения курса «Социальная психология». К ней разработать пояснения в форме путеводителя, где сделать акценты на значимые моменты, аспекты курса.

Задание 5. Составить сборник видео-задач по социальной психологии.

 К каждому разделу курса составить не менее 3х задач, отражающих  его содержание. Задача – проблемная ситуация, где по известным компонентам и взаимосвязям между ними требуется отыскать верное решение. Каждая задача должна содержать варианты решения (нарезка из кинофильмов).

Задание 6. Литературное творчество. Сочинить поэму или оду о социальной психологии или сделать подборку притч по каждой теме  курса.  Презентация.

Задание 7. Составить аннотированный  каталог информационных источников по разделам и темам курса. Каталог – перечень учебников, хрестоматий, периодических изданий, сайтов.

Задание 8. Разработать комиксы  «Социальная психология в картинках» для младших школьников. Советы, рекомендации, правила, «вредные советы» и т.д. По каждой  теме не менее 5.

 

9. Дополнение

9.1 Самостоятельная работа

 

Виды (наименование) работ:

  1. Работа с основной и дополнительной литературой по темам курса.
  2. Подбор и выполнение различных упражнений для развития коммуникативных и перцептивных способностей.
  3. Написание рефератов по предложенным темам.
  4. Разработка творческих проектов, кроссвордов и практических рекомендаций по темам курса.
  5. Социально-психологический анализ содержания образования с целью выделения наиболее эффективных методов, форм и средств работы учителя.
  6. Выделение эффективных социально-психологических приёмов, используемых педагогом  в своей деятельности.

 

 

9.2 Темы рефератов и докладов

  1. Связь социальной психологии с другими психологическими науками.
  2. Основные проблемы и предмет генетической (возрастной) социальной психологии.
  3. Проблемы и особенности педагогической социальной психологии.
  4. Групповые методы терапии и коррекции в социальной психологии.
  5. Социум как фактор организации индивидуального поведения.
  6. Социальный контроль: нормы и санкции.
  7. Значение нормативной структуры группы в детерминации индивидуального поведения.
  8. Понятие «коллективного бессознательного» в социальной психологии.
  9. Теория происхождения лидерства в социальной психологии.
  10. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.
  11. Формы коммуникативных барьеров и способы их преодоления.
  12. Взаимосвязь личности и общества как ключевая проблема социальной психологии.
  13. Человек как жертва социализации в современном мире.
  14. Личностная зрелость человека.
  15. Соционика о психологической совместимости людей.
  16. Формы межличностного психического взаимодействия.
  17. Чувство как аналитическая единица определения межличностных отношений.
  18. Имидж личности как социально-психологическое явление.
  19. Социотехнологии педагогического общения.

 

Приложение 1.

Методическая разработка занятия

Раздел 1. Социальная психология личности

Тема 1. Социально-психологический портрет личности

Цель: изучение социально-психологических аспектов личности

Задачи:

  1. Формирование  системы научных знаний о социально-психологических теориях личности;
  2. Развитие интеллектуального и мотивационного профессионального потенциала личности будущих педагогов;
  3. Изучение индивидуального уровня социальной зрелости личности.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, листы чистой бумаги А4, карандаши, краски, маркеры или фломастеры, старые журналы и газеты для подбора образов, ножницы, клей, пустая коробка для записок с вопросами.

 

План

  1. Потребность в самоактуализации
  2. Социально-психологическая структура личности
  3. Социальная зрелость личности

 

Ход занятия

Организационный момент

В начале занятия рассказывается о дисциплине, с которой предстоит познакомиться, о ее предмете и задачах; дается информация о порядке и правилах изучения данного курса, осуществляется подготовка к восприятию.

Основная часть

1. (мотивационный и эмоциональный уровень)

Начнем со сказки.

Задание: прослушайте сказку и выделите в ней главную мысль.

ВЕТЕР И КАМЕНЬ

Случилось это в одной далекой снежной стране, где был только снег да горы. Снег покрывал верхушки гор, блестел и переливался на солнце. Хоть снег находился под солнцем, но он не таял. В чем причина? То ли солнце не согревало и лучи его только скользили по снегу, то ли слишком высокие горы в этом месте, а может, и другие причины были – этого никто точно сказать не мог. Снег лежал величественно и спокойно на верхушках гор, словно укрывал их одеялом белым. Только вот не грело это одеяло. Вокруг все белым-бело и тихо.

Но вот однажды подул теплый ветерок и обнажил один камень, спрятанный снегом. Камень очень удивился тому, что он увидел. Он столько лет находился под снегом и ничего кроме темноты раньше не знал. А вид и действительно был великолепен! Сверху все видно: и сверкающее снежное покрывало, и ослепительно прекрасное солнце. Но больше всего камню понравился вид, который открывался внизу – зеленая долина. Камень не знал, что это такое, ему казалось, что это такое же покрывало как снег, только зеленое.

 - Как красиво, - подумал камень, - а я всю жизнь видел только темноту, мрак. Оказывается, что кроме черного, есть и другие цвета: белый, зеленый, желтый, голубой. Удивительно и чудесно!

Тут снова подул ветер, и камень спросил его: «Что это за чудо такое? Откуда взялись такие красивые и веселые краски?». Ветер захохотал и ответил: «Это не краски, это жизнь! Белый снег, зеленая трава, желтое солнце и голубое небо. Но это еще не все. Есть еще и синяя река, красный огонь, оранжевый песок, фиолетовая даль!».

 - Как же это все интересно, - сказал камень. – А ты откуда это знаешь?

 - Я – вольный ветер, летаю, где хочу, все вижу и все знаю.

- Как же я тебе завидую. Ты можешь так много, а я могу только лежать и смотреть только на черную тьму. Даже снять снежное покрывало не под силу мне. Я обречен жить в темноте и неведенье. Я самый несчастный в мире, самый бесполезный.

После таких слов стало так грустно вокруг, что ветру показалось, словно все краски побледнели, и всё стало серым. Ветру стало очень жаль камень, он хотел утешить его, но не знал как, не мог найти нужных слов. Сам же камень так расстроился, что попросил ветра, чтобы он снова укрыл его снегом. «Лучше бы мне и не видеть эту красоту, - сказал камень, - ведь на таком фоне я становлюсь еще более ничтожным и не нужным! Прощай, ветер». Ветер укрыл камень снегом, а потом полетел узнать, как помочь другу.

Сначала он опустился в долину, где росла зеленая трава. От дуновения ветра трава стала колыхаться в разные стороны. Тогда ветер увидел, что на земле, возле корней травы тоже лежат камни.

- Для чего вы здесь лежите, камни? – спросил ветер.

- Мы служим домиками для насекомых, - отвечали камни, - а некоторые зверюшки используют нас как двери для своих нор.

 - Понятно, - ответил ветер, - спасибо вам, теперь я знаю, для чего вы нужны. Может вы знаете, для чего камни на горе?

- Наверное тоже, для насекомых и животных?

- Да нет, там снег кругом и насекомых нет, да и зверюшек не видать.

- Тогда мы не знаем.

И ветер полетел дальше. На его пути была речка. Подлетел ветер к воде и пошли волны по речке. Увидел ветер, что на дне реки тоже камни лежат.

 - Речка, а для чего тебе камни?

 - Ты сам у них и спроси, - ответила речка.

- Камушки речные, скажите, пожалуйста, для чего вы нужны? Мне необходимо это знать, чтобы друга выручить.

- Мы, камни речные, речке дорогу помогаем проложить, берега ее сохраняем, а иногда и воды от мусора всякого очищаем.

- Спасибо, камушки, я все понял, только не поможет это другу моему.

Полете ветер дальше. Повстречал ветер огонь. И в огне видел он камни. Они хранили в себе жар пламени и охраняли все живое вокруг от обжигающего пламени.

Видел ветер и песок, разговаривал с ним, и выяснил, что и он когда-то камнем был – только раскрошился и в песок превратился.

Выдохся совсем ветер, а ответа так и не нашел. Облетел он все фиолетовые дали, но не мог ветер узнать, для чего нужен камень горный. Силы ветра были на исходе. Он решился набраться их у солнца – могучего, горячего и доброго. Поднимаясь к солнцу, ветер набирал силу и вновь становился озорным и веселым. Когда ветер подлетел к самому краю солнца, он спросил у него, для чего нужны горные камни? Неужели они и впрямь бесполезные?

Заулыбалось солнце и ответило:

- Ты всю землю облетел, много видел, но того, что перед твоими глазами, ты не заметил. Посмотри на гору со всех сторон. Сравни то место, где зеленая долина, и то место, с другой стороны, где одинокие деревца, да скудная растительность.

- Да, верно, с одной стороны горы – веселая зеленая долина, а с другой – скучная, почти пустая земля. Почему же так?

- Да потому, что гора не пускает тебя, ветер в долину. Поэтому цветет она, греясь в моих лучах. Там же, где ты вольно гуляешь, другая картина.

- Но причем, же здесь горные камни?

- Из чего, по-твоему, гора состоит? Из снега что ли? Как бы ни так! Снег – это только сверху, а внизу – камни. Чем они больше, тем крепче гора, тем меньше у тебя возможности одолеть эту гору. Горные камни охраняют зеленую долину и поэтому она цветет. А когда ты пытаешься преодолеть горное препятствие, ты слабеешь, приходится тебе лететь ко мне, чтобы набраться сил. А кто указывает тебе дорогу? Правильно, горные камни! Вот так-то, - закончило рассказ солнце.

Ветер вздохнул, почувствовал силу, поблагодарил солнце за всё, и отправился к своему знакомому камню.

Подлетев к другу, ветер дунул на него, снег разлетелся в разные стороны. Стал ветер всё рассказывать камню. О том, что камни есть повсюду, и что они служат для разных целей, но самое главное, что горные камни – не просто камни, а камни-защитники и камни-указатели.

Обрадовался камень, попросил прощения у ветра за свое неразумное поведение, ведь из-за него пришлось ветру много сил потратить. Они разговаривали долго, им было весело и приятно.

С тех пор все изменилось в жизни и камня, и ветра. Теперь камень знал, для чего он нужен, он был согласен и темноту терпеть, и снегом укрываться. А ветер, нашел настоящего друга, который всегда был рад его появлению. Прилетал ветер, сдувал снежное покрывало, и вот тогда было здорово и весело им вместе. С тех пор ветер стал называться ветром перемен, потому что он с собой всегда что-то новое приносил.

Вопросы для размышления и обсуждения:

  1. О чем, по вашему мнению, эта сказочная история?
  2. Какой отклик вызвала у вас эта сказка?
  3. Как вы думаете, к чему стремились герои этой сказки? Добились ли они того, чего хотели? Что помогало и что мешало на пути?
  4. Согласны ли вы с тем, как закончилась эта история? Если да, то какая закономерность привела героев к такому финалу? Если нет, то как, по-вашему, должна была закончиться эта сказка и почему?
  5. Взяли бы вы что-то важное для себя из этой истории? Если да, то что?

2. (познавательный и поведенческий уровень)

Информация к размышлению

Человеку свойственно задумываться о смысле жизни, о своей роли в ней. Рассуждая об этом, естественно встает вопрос о собственном определении, определении личности. Что же такое «личность»?

Существуют различные теории, объясняющие это понятие. Различных концепций и моделей личности создано великое множество. Изучение личности способствует пониманию поведения и поступков человека и окружающих, прогнозированию деятельности человека или группы в различных обстоятельствах, выбору эффективных методов и средств воздействия на человека и группу, и на самого себя. Обратимся к наиболее известным теориям личности (мультимедийное сопровождение презентацией)

Психодинамическая теория личности – она направлена на изучение внутренних истоков подсознания. Данный подход направлен на поиск скрытой информации в подсознании, здесь необходимо искать то, что личность скрывает не от других, а от себя.

Бихевиоризм – направлено на изучение внешних факторов, обуславливающих поведение личности, и как эти внешние препятствия можно преодолеть, убрать для того, чтобы наладить жизненный процесс личности.

Когнитивная психология – исходит из того, что каждая личность живет в мире своих представлений и необходимо изучать эти представления для их коррекции. Необходимо корректировать не внешние факторы, а отношение личности к ним.

Гуманистическая психология – в основе положение о том, что личность находится в постоянном развитии. В течение дня человек меняется, и сегодня он уже не такой, каким был вчера, это надо все время учитывать. Необходимо найти и реализовать у человека внутренние резервы для его развития.

В рамках отечественной психологии проблема личности разрабатывалась, прежде всего, в таких научных подходах как комплексный, деятельностный и структурно-динамический.

Комплексный подход был сформулирован и развит советским психологом Б.Г. Ананьевым. Он выделил иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены индивидуальными природными свойствами. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности.

Деятельностный подход к изучению личности был разработан известным советским психологом А.Н. Леонтьевым. По его мнению, деятельность человека порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В основе представлений о личности лежит учение о деятельности, ее строении, развитии и преобразованиях, о различных ее видах и формах.

Структурно-динамический подход к изучению личности объединяет ряд психологических теорий, в основе построения которых лежит принцип структурности. К этому подходу относятся концепции К.К. Платонова, А.Г. Ковалева, Б.Д. Парыгина.

Платонов К.К. выделил в структуре личности 4 подструктуры:

1 подструктура – это направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания), формирующаяся в процессе воспитания;

2 подструктура – опыт (привычки, умения, навыки, знания), формируется в процессе обучения;

3 подструктура – индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (воля, чувства, ощущения, эмоции, память), формируется упражнениями;

4 подструктура – биопсихические свойства (темперамент, половые, возрастные свойства), формируется путем тренировки. Доля социального снижается от первой подструктуры к четвертой.

Ковалев А.Г. различает в личности три образования: психические процессы, состояния, свойства. Эти образования динамичны и взаимосвязаны. Психические процессы составляют фундамент личности. Они формируют состояния. Из психических процессов образуются психические свойства. Свойства характеризуют устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к извне.

Парыгин Б.Д. рассматривает две модели структуры личности: статическую и динамическую. В статической структуре представлены всеобщие свойства (единые для всех людей); социально-специфические (присущие группам людей); индивидуально-неповторимые (характеризующие индивидуально-типологические особенности личности). Центральным звеном структуры личности выступает ее социально-специфический опыт. В динамической структуре личности Парыгин выделяет два основных аспекта: внутренний, интроспективный, и внешний, поведенческий.

Современной представление о личности как целостном социально-психологическом явлении сформировалось в отечественной науке, благодаря системному подходу Б.Ф. Ломова. Согласно его концепции, основанием качеств человека является социальная система. В этой системе существуют все связи и отношения индивида с другими людьми и их общностями, обеспечивающими необходимые условия его существования и развития. В то же время, сам человек выступает компонентом социальной системы. Принадлежность к ней определяет его социальные качества, которые выражают родовую сущность человека. Поэтому для их объективного раскрытия необходим анализ отношений «индивид – общество».

Обобщая рассмотренные теории личности и, несмотря на все различия, можно выделить то общее, что наблюдается во всех определениях личности: «личность – это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения» (А.А. Реан).

Задание: подумайте и образно раскройте понятие «личность». Возможно, это будет либо рисунок, либо схема, либо другая форма изображения, главное – отразить в ней ваше понимание данного понятия. Время работы 15 минут.

Оборудование: для выполнения этого задания необходимы листы чистой бумаги, карандаши, краски, маркеры или фломастеры, старые журналы и газеты для подбора образов, ножницы, клей.

Обсуждение результатов:  представьте ваш образ личности и обоснуйте его. Каждый участник показывает результат своей работы и поясняет ее смысл. Обобщая результаты, следует обратить внимание на связь личностного содержания с социальным.

3. (рефлексивный и духовно-нравственный уровень)

Информация к размышлению

Обсуждая ваши точки зрения на понятие личности, мы пришли к выводу о том, чтобы понять человека, мотивы его поведения, необходимо учитывать достаточно большое количество факторов. В связи с этим возникает вопрос о том, когда человек может это понять, осознать и кроме того еще и учитывать? Скорее всего, такая возможность появляется только тогда, когда личность готова к этому, или другими словами – становится зрелой личностью. Когда личность становится зрелой?

Трудно сказать, когда это случается. Вероятно, это подкрадывается незаметно. Казалось бы, еще совсем недавно – вчера? Позавчера? Год назад? – самым интересным было научиться свистеть «в два пальца», проехаться без рук на велосипеде, съесть на спор 10 порций мороженного. И вот что-то меняется: мимо зеркала проходишь, чуть-чуть задерживаясь, невольно расправляешь плечи, вглядываясь в свое отражение; прислушиваешься, когда о тебе говорят посторонние и родные; все чаще сравниваешь себя со сверстниками. Они такие как я? Или я какой-то не такой, особенный, может хуже, чем они, слабее, бесхарактернее?

Когда нечто подобное начинает занимать ум, затрагивать сердце, это верный признак вступления в пору познания собственного «Я», к сокровенным тайнам человеческой сущности, к личности человека.

Жил в ΧV веке во Франции поэт и бродяга, человек беспутный и пропащий, быть может и разбойник, но смелый и беспощадный ко лжи и лицемерию. Звали его Франсуа Вийон. Ему принадлежат поэтические строчки:

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Действительно – все узнать о себе нельзя или, во всяком случае, трудно.  Но многое можно узнавать, если целенаправленно изучать самого себя.

С одной стороны, для этого необходим внимательный анализ собственных поступков, в соотнесении их с замыслами. Это тем более важно, если иметь в виду, что окружающие ничего не знают о  наших замыслах, сколь не великолепны они. Все видят поступки и делают вывод о человеке именно на основе их свершения. О человеке судят не потому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает. И самому человеку важно судить о себе именно по поступкам, активным действиям.

С другой стороны, следует обратиться к возможностям науки, в задачи которой входит выяснение того, каким закономерностям подчиняется человеческая природа, каковы ее особенности. Имя этой науки – психология, а так как человек существо социальное,  т.е. он живет не изолированно от других людей, постоянно включается во взаимодействие с окружающими, то необходимо знать не только индивидуальные особенности личности, но и психологические механизмы и закономерности общения, установления контактов с другими людьми. Поэтому большие возможности в познании самого себя человек может получить, исследуя свое окружение, т.е. тот социум, в котором он находится. Здесь может помочь такая наука как социальная психология.

Задание:  напишите на листке, что вас интересует и волнует, когда вы думаете о себе. Можно коротко, можно – подробно – дело ваше. Листки не подписывайте, сверните их и сложите в коробку. Время на выполнение – 10 минут. Затем мы вместе попытаемся не то чтобы ответить на наиболее интересные и трудные вопросы, а поразмышлять вслух о тех проблемах, которые в них подняты.

Оборудование: для выполнения этого задания необходимы листы чистой бумаги.

Обсуждение результатов:  в беседе о затронутых психологических проблемах следует стремиться создать более или менее полное представление о возможностях психологии помочь человеку лучше понять себя.

Заключение

В заключении хочется сказать, что все размышления человека о самом себе, познание себя, чаще всего исходят из желания человека быть счастливым. В процессе своей жизни каждый человек задумывается над вопросом о том, что такое счастье, и как быть счастливым. В зависимости от того, как человек отвечает на этот вопрос, так он и действует. Если человек, так же как Короленко, считает, что «человек создан для счастья так же как птица для полета», то он и счастлив в своей жизни. Если же человек согласен с Шопенгауэром, который уверен, что самое большое заблуждение человека в том, что счастье – удел человека, то такой человек всю жизнь играет роль «жертвы», считая себя неудачником, при этом не использует возможность быть счастливым. И большинство людей поддерживают тезис Козьмы Пруткова: «Хочешь быть счастливым – будь им!». Хочется пожелать вам – будьте счастливы!

Домашнее задание

Придумайте сказку, понятную даже детям, о том, что такое личность, учитывая различные научные подходы. Сюжет  и герои могут быть разные, но главная мысль сказки должна отражать сущность понятия личности с точки зрения социальной психологии. На следующем занятии проведем конкурс сказочников.

 

Использованная литература

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов / Г.М. Андреева. М., 2000.
  2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учебн. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. М., 2001.
  3. Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровского, О.В. Соловьевой. 2-е изд.- М., 1996.
  4. Парыгин, Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин.- СПб., 1999.
  5. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008
  6. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др.; Под ред А.Н. Сухова, А.А. Дергача. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Работы студентов

 

Литературное творчество

 

Ода социальной психологии

 

Д.Жиенкулова,  Д.Косоногова, Н Чепурная

 

Как-то раз на книжной полке все науки собрались,

Рассуждали долго-долго,  за рассказом шел рассказ.

Каждый был вполне приличен, выставлялись на  показ

Неповторимость и отличия, все науки хороши!

Для ума и для души!

Вам поведаем сейчас о психологии рассказ.

Я, наука молодая, интересная, живая.

Цифр нет и формул тоже

Я ненавязчива, и все же,

Есть разделы, главы есть,

Общения видов во мне не счесть.

В начале скромно представляю я вам темпераменты, друзья.

Вы мечтательны? Плаксивы? Идете в ногу вы с рутиной?

Вам сердце радость не затронет, тогда понятно – вы меланхолик.

Вам преподносит жизнь сюрпризы, вы не выносите капризов

И в сказку трудно вам поверить,

Не сомневайтесь, вы – холерик.

Вы – тот, кто жить легко умеет,

От радости общения млеет,

Печаль улыбкой отодвинет,

Мы вас узнали вы – сангвиник.

Ваш темперамент осторожный и по характеру вы сложный,

Напрасно денег не потратит.

И не скрывайтесь, вы – флегматик.

Исследуя проблемы актуальные, я, как наука, превратилась в социальную.

Ведь в обществе так много парадоксов,

Ответ даю на множество вопросов.

Познаньям нет моим предела, во мне как в науке четыре раздела.

Знакомство с каждым вы начните,

Все вместе и отдельно каждый изучите.

Себе во зло иль может в благодать, хотим  мы личностями стать.

При нынешней  гуманизации, нам очень всем нужна социализация.

И в малой группе и большой общаться очень нелегко.

Но, а случится вдруг конфликт, умело лидер всё решит.

В науке социальной психологии есть множество объединений

Изучены известные пути  дороги…….

В каждой группе смысл есть……

Конфликты, слухи, суета в социологии слились,

Явлений массовых волна с общенья  в малой группе начались.

О личностях рассказ отдельный

Есть к лидерству у них стремленье.

В кругу межличностных взаимоотношений

 Есть роль большая невербального общения.

 Я много времени напрасно не теряю

Про экономику, семью я рассуждаю.

И, как наука совершенная, поверьте мне,

Преподношусь на самом высшем уровне

Я заслужила много уважения, когда вплотную окунулась в управление.

Межсоциальные учитывая сложности, я покажу вам все свои возможности.

Стиль руководства группой очень не простой, все строится на доверии

У менеджера стиль руководства свой, он применяет мотивацию в общении.

Ведь коллектив сплотить и удержать

Задача очень сложная, поверьте мне,

И про общение в группах нужно знать

 Чтоб строить отношения на доверии

Про автономность группы так же расскажу, при этом не забуду темпераменты,

Про ложь и правду мысли довожу, дискретность, непрерывность тоже знаем мы,

Освоив понемногу управление, мы перейдем в другое направление.

И здесь на первом месте риторически социальная психология этническая.

Здесь разные мы встретим нации и вникнем в их взаимоотношения.

Рождение, становление, деградации,

Этносов различных становление.

В наш век безумный, мудрый и жестокий

Нам преподносит общество уроки

И, как наука, в суть их погружаюсь

Их уровни развития понять пытаюсь.

Природа – мать! Есть разные науки-

Есть для души, для сердца и для скуки.

Но вам сегодня открываю тайну я

Любите  социальную психологию, друзья!