Материал для классного часа "Какие песни мы слушаем?"

Здравствуйте, уважаемые классные руководители 3 классов!

В рамках воспитательно-развивающей деятельности с обучающимися хочу предложить вам провести классный час на тему «Какие песни мы слушаем?» (примерная формулировка).

С какой целью? Для предупреждения негативных тенденций развития личности в подростковом возрасте. Согласна с вами, прежде всего, это задача и долг родителей. Но и вы – классные руководители, как учитель и личность, – авторитетное, значимое лицо для учащихся младших классов, не так ли? Следовательно, это общая, родительско-педагогическая цель, которую необходимо достигать и достичь совместными усилиями.

Третьеклассники семимильными шагами входят в подростковый возраст. Те, кому 10 лет, уже младшие подростки. Это ещё дети, но уже быстро взрослеющие и расширяющие свои горизонты во всех направлениях. «Горизонт ребёнка  пяти  лет простирается на 3 километра. Взрослые видят на 2 километра дальше», – написал Константин Порцевский. Отлично сказано! Видимо, в отличие от детей младшие подростки (вдруг или постепенно) начинают видеть на 4 километра и более. Представляете, как им становится интересно, когда многое – взрослое – открывается! И хорошее, и плохое. И полезное, и вредное…

Недавно у сына-третьеклассника появились записи песен (одноклассники скачивают друг у друга). Он их прослушал много раз. Я тоже в курсе. На мой взгляд, две русскоязычные песни имеют негативное, деструктивное содержание с точки зрения воздействия на неокрепшую психику (для меня это очевидно, а для сына, понятное дело, пока ещё нет). Сын (подростки в целом) подобные тексты воспринимают в позитиве: круто, прикольно, wow! вау! и т.п. С одной стороны, это естественно, нормально, хорошо. Но есть большое НО.

Одна из этих песен рассказывает историю про питомца-кота (Приложение 1). Мультяшным голосом мальчик (взрослый «мальчик») трогательно поёт о том, как откармливал любимого кота всем и вся, в том числе жареным хомячком и рыбкой из домашнего аквариума (!) Кот, сильно растолстев от обильной кормёжки, в конце концов, взорвался-лопнул. Сын смеётся. Одноклассникам тоже смешно. Неожиданный конец! Небанально, нетипично, круто!

Смешно? Размышляю. А что в данном тексте (подтексте) песни заложено: какие ценности, ориентиры, установки? Чему он учит? ... Планомерному или необдуманно-наивному уничтожению любимого кота? Или уничтожению одного домашнего, родного существа (хомячка, рыбки) ради другого домашнего, родного (кота)? И если это так, то уничтожение, лишение жизни – это разве смешно? Тем более уничтожение жизни домашнего, родного, любимого? Вообще-то жизнь – это ценность. Жизнь человека – самая главная ценность. Жизнь живого существа, любимого питомца – тоже ценность. А когда жизнь – ценность, разве её нужно уничтожать? Её нужно беречь, сохранять, продлевать и приумножать (не в амбивалентно-двойственном, а в положительном, духовно-нравственном, общечеловеческом смысле). Таким образом, о тексте и подтексте данной или подобной песни вам стоит поразмышлять и поговорить с третьеклассниками, активно познающими мир взрослых, правда?

Во второй песне содержание идёт вокруг мысли «Брат за брата – значит, будем драться» (Приложение 2). А-а-а… за брата можно постоять только дракой? Или как-то по-другому можно выражать свои братские чувства? К примеру, мирно, не враждебно и не агрессивно – добрым словом, хорошим и нужным делом, помощью, поддержкой… Уверена, очень важно вам, уважаемые классные руководители 3 классов, вместе со взрослеющими детьми, сильно не откладывая (пока они ещё воспринимают мнение взрослых, а не отстаивают свою свободу и независимость от них изо всех сил), прослушать и обсудить тексты подобных двойственных, неоднозначных песен. И сделать это так, чтобы подростки задумались о том, что не все йогурты (песни в данном случае) полезны. Есть хорошие в них слова, а есть плохие. И если поступать так, как сказано в данных песнях, то это может привести человека не только и не столько к хорошим, положительным результатам, сколько, наоборот, к отрицательным, печальным и даже трагичным. К сожалению.

Вот тогда у детей-подростков будет ключ от взрослого, зрелого понимания: что такое ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШО, а что такое КАК БЫ ХОРОШО на первый, неопытный взгляд. Этот ключ (шанс) поможет им в дальнейшей жизни. И не раз.

Благодарю, что уделили внимание моим размышлениям. Очень надеюсь и верю в ваш профессионализм в воспитании и развитии детей – будущих взрослых.

Приложение 1

Приложение 2

 

Н.Н.Андреева,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики и практической психологии

Чувашского республиканского института образования.

 

Статья опубликована 

Андреева Н.Н. Профилактика экстремизма, или Какие песни слушают младшие подростки? //Народная школа.– Чебоксары, 2017. – № 5 (152). – С.36-37.