ЛИТОТЕРАПИЯ – ТЕХНОЛОГИЯ В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО САДА

Визгина Елена Николаевна,

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 140» г. Чебоксары

Дунаева Надежда Александровна

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 16» г. Новочебоксарск

Ратманова Светлана Александровна

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 10» г. Новочебоксарск

 

Педагогическим коллективом психологов было разработано Методическое пособие «Каменные сказки». Оно получило рецензии профессионального сообщества г.Чебоксары, г.Новочебоксарск и предназначено для педагогов-психологов детских садов, развивающих центров, родителей детей дошкольного возраста. Пособие раскрывает технологию «литотерапия» и реализацию на ее основе программы в среде детей дошкольного возраста. Объем раскрываемой программы составляет 16 занятий. В пособии представлены рекомендации по проведению занятий, описаны особенности применения метода литотерапии в детском саду, приведены инструменты диагностики, определена оценка эффективности.

Тезисы пособия:

Литотерапия - (от греч. lithos – камень и therapia – лечение) лечение минералами.Литотерапия – доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия  на эмоциональную сферу человека. Основоположником литотерапии можно считать Аристотеля.

Известны исследования в области отечественной литературы. Они направлены на знакомство с миром камней, камнетерапии и литотерапии в образах внутреннего мира и нравственных ценностей (А.В.Черняева, О.Афанасьева, М.Киселева, С.Столярова, А.Копытин, Л.Лебедев, Н.Балабанова, Е.Свистовская и др).

Возможно, у Вас есть наблюдения? Как дети играют с камушками? Перекладка, подбрасывание, сбор. Именно это и сформировало мысль… а что если? Включить камушки в коррекционно-развивающие занятия, в том числе диагностического и коррекционного плане при работе с детско-родительскими отношениями. Применение технологии литотерапия в практике педагога-психолога детского сада, в том числе и применение ее методов в детских садах – это малоизученное направление.

Камни, камушки используются как стимульный материал для формирования определенных мнений ребенка. Применение метода активного представления способствует выявлению возможных направлений деятельности, запросов и в большинстве случаев благоприятствует решению проблемы. Работа с элементами литотерапии предоставляет пространство для воображения и творения, проведения исследования.

Формат реализации программы может предусматривать как занятия в микрогруппах, так и индивидуальные консультации, тренинги, семинары, мастер-классы, обучающий игровой сеанс. В зависимости от запроса и глубины проблем участников программы, педагог рассчитывает на 5-10 индивидуальных занятий с семьей, либо на реализацию программы в течение учебного года - в группе, с периодичностью 1-2 раза в неделю.

Необходимые материалы: камешки разных размеров, цветов, форм, структуры, состава, средства для рисования, музыкальное сопровождение.

Результаты реализации мероприятий по программам для дошкольников:

-   Снижение агрессивности в группах.

-   Желание находиться в хорошем настроении.

-   Высокие темпы социализации и адаптации.

-   Установление в группах положительного психоэмоционального фона.

-   Снижение уровня заболеваемости (психосоматический компонент).

-   Положительное личностное развитие.

-   Легкое усвоение текущего учебно-образовательного материала.

Таким образом, работа со сказкой и камушками - это встреча со своей глубинной сущностью, избавление от травмирующего опыта, осознание желаний и потребностей. В процессе работы со сказочным сюжетом происходит непостижимая внутренняя работа, результаты которой проявляются в мыслях, поведении, чувствах, отношении к себе и окружающим.

 

Список литературы:

  1. Гризик  Т.И.  Маленький помощник: Пособие для подготовки руки к письму / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2002.
  2. Зинкевеч-Естигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Питер, 1998.

Ознакомиться с оглавлением пособия здесь

По вопросу приобретения пособия можно написать 

Елене Николаевне Визгиной по адресу  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.