15.12.18 - Всеобщая психологизация населения

Популярная психология переживает настоящий бум. Наверное, никогда вокруг нас не было такого количества психологической и около психологической информации.

Мое сугубо личное мнение – такая ситуация больше вредит, чем приносит пользу. Вроде бы видимость пользы есть, но это часто только иллюзия. Огромное количество безадресно распространяемой информации порождает скорее хаос в голове, чем освещает дорогу к счастью. И порождает жажду читать, смотреть и слушать больше, чтобы этот хаос как-то упорядочить. Но это ложный путь, так как именно избыток потребления информации в данном случае и есть проблема, и ее нельзя решить с помощью еще одной порции информации. Так и образуется замкнутый круг: слишком много информации порождает в голове сумбур без структуры и иерархии. Люди испытывают дискомфорт и, стремясь навести порядок, ищут что еще почитать, чтобы все встало на свои места. И история выходит на новый виток.

Другая сторона проблемы – без специальной подготовки, знания основ и истории предмета, психологическая информация может восприниматься слишком прямолинейно и плоско. А поскольку благодаря интернету она транслируется дальше, уже упрощенная и искаженная, то появляются такие психологические мутанты - некие теории, которые выглядят психологической информацией (используют термины, имеют внутреннюю логику), но не только пользы не приносят, а наоборот загоняют людей в тупики.

Я в своей практике все чаще сталкивают с таким явлением – приходит человек и приносит с собой «диагноз» самостоятельно сфабрикованный из подручных материалов в интернете. Говорит, например – у меня ребенок – «манифестор» (раньше чаще встречались «индиго»), или говорят - у меня такой-то тип по такой-то системе, что делать. Часто приходят с досье на супруга (муж-нарцисс, муж-абьюзор). Еще чаще случается самодиагностика, тут целый веер возможностей. Лидеры тут, конечно – нелюбовь к себе и низкая самооценка. Почти все уже знают, что все беды от этого.

Стало принято считать, что любое несчастье поправимо и любой вопрос можно решить, если подойти к нему правильными психологическими методами. Как, например, сделать так, чтобы вас слушался супруг? Или ребенок перестал быть таким застенчивым.

Создается иллюзия, что все в вашей власти, просто нужно применить какие-то приемы.

Конечно, это излишний оптимизм. Конечно, не на все вопросы есть ответы, тем более психологические ответы.

О двух наиболее симпатичных психологических мутантах (теориях, разошедшиеся по интернету, ложно понятые на основе психологической информации) я хочу рассказать.

«Ребенок хочет мне что-то сказать»

Этот психологический мутант живет в головах родителей у которых не все гладко с детьми. Не все ужасно, но просто не все гладко. И объясняют это родители тем, что своим непослушанием дитя доносит до родителя какие-то свои проблемы внутренние.

Простая правда в том, что чаще всего дети отказываются делать нечто по очень простым причинам – им неохота напрягаться, как и взрослым, впрочем, а вы от них что-то требуете. Странная и повсеместно распространяемая мысль из разряда излишней психологизации - объяснять все непослушание ребенка какими - то таинственными особыми потребностями, которые ребенок доносит до вас таким экзотическим способом. Да, не хочет чистить зубы, отрываться от телека, учить уроки не из-за лени, а потому, что он внутренне несчастен и протестом с вами вступает в диалог. Хочет что-то скрытое донести, привлечь ваше внимание. 

Увы, как правило, не внимание дети так привлекают, а идут по пути наименьшего сопротивления в стремлении к удовольствиям жизни. И излишняя психологизация этой истории, стремление что-то такое скрытое распознать только вредит делу. Затуманивает самую суть – ребенка надо постепенно как-то воспитать, приучить к полезному, желательно не рассорившись с ним в пух и прах к подростковому возрасту.

В норме ребенок как раз НЕ слушается сразу, все культурные нормы прививаются людям через сопротивление. Наивно непослушание и сопротивление приписывать скрытым причинам, игнорируя явные. И когда ваш ребенок делает вид, что он временно оглох в ответ на предложение выключить планшет и сесть за уроки, он просто не хочет напрягаться, а хочет кайфовать. Как, в общем, нормальный человек. И решать вопрос нужно не поиском скрытых причин протеста, а поиском организационных подходов. Например, не выдавать планшет до уроков.

Бывают, конечно, иные случаи, когда действительно, нужно увидеть нечто большее за непослушанием ребенка. Но это не правило, а скорее исключение. Такое бывает часто с ярким провокационным поведением «хулиганов», с откровенным циничным или эпатажным поведением подростков. Ребенок может носить маску бунтаря и желательно что-то за этой маской видеть.

А чаще бывает просто привычка детей спорить, сопротивляться и организационное бессилие родителей. Но признаться в этом сложно, более увлекательно думать о высоком. О скрытых психологических потребностях, которые ребенок реализует, отказываясь отдать вам гаджет.

«За что я себя ненавижу?»

Другой мой любимый психологический мутант относится к самооценке и отчасти к самовоспитанию.

Широко и как -то внезапно распространилась теория, что все человеческое поведение, которое не ведет его к высокий доле – результат рано заложенной «ненависти к себе». То есть человек не просто так ест пончики перед телеком, тратит время на работе на чепуху и не тратит на важное, запускает свое здоровье, а потому, что он как - то глубоко себя невзлюбил, не умеет себя любить. Норма как бы любовь, а нарушение – неожиданная нелюбовь, которая прямиком ведет к пончикам и телеку. И только это причина того, что человек не стремится ввысь, а лезет в болото саморазрушения.

Из этого следует, что надо понять причину или источник ненависти, этим как бы саму ненависть и все, что с ней связано отменяя. И все пойдет как по маслу: пончики и чипсы превратятся в сельдерей и спаржу, человек будет вскакивать с утра на зарядку, перестанет пить по пол ночи и откладывать важные проекты на работе, как в сказке. В общем придет эра любви к себе. А пока она не пришла, внимание, нужно заниматься именно изысканием причины ненависти, а она, конечно, в прошлом, в детстве, наверное в родителях. И тут как удастся этот ребус решить, так и настанет счастье.

Вред этого психологического мутанта в том, что он смещает ваш фокус внимания и направляет его на достаточно бесполезные, но утешительные вещи. На самом деле все гораздо проще, прозаичнее. Под поеданием пончиков никакой ненависти к себе нет, напротив – это принесение себе удовольствия, хотя и вредного. Когда вы едите пончик или бесконечно смотрите сериалы, вы себя балуете и никак не можете в этом остановиться. И никакой ненависти под именно этими действиями нет. Эдак, любой двухлетка, объедающийся конфетами себя ненавидит.

И неумение тормозить вот это удовольствие – вопрос навыка, организм естественным образом всегда следует более простым путем (этот путь - удовольствие прямо сейчас!). Ваш мозг просто всегда выбирает самый простой для вас путь. Нет сил думать о фигуре и спорте – съешь пончик, чтобы слало легче. Пончик для организма – удовольствие, приседания или даже мысли о них – стресс. Организм делает движение к удовольствию.Или сидите вы на работе и третий час подряд валяете дурака, читаете какие-то бессмысленные новости, смотрите инстаграм. Издеваетесь над собой от ненависти? Нет, напротив, вы приносите себе облегчение, так как отчет вызывает у вас рвотный рефлекс, и вы себя слегка подлечиваете интернетом. Опять же идете к удовольствию, за удовольствием, вы не в силах его отсрочить (тем более отменить). Вот так стоит вопрос – удовольствие или напряжение и вы выбираете удовольствие. Без никакой к себе ненависти!

Слабость воли, неумение трудиться, вообще общая слабость личности – да все это есть. Но это скорее естественное состояние организма, а не наоборот. Вы как раз живете, стремясь к удовольствиям, как и должно быть по природе.

Есть шанс эту природу преодолеть, но это требует постоянного и неуклонного переучивания и воспитания себя, а это неохота. И лучше не трудиться, а уйти в приятные и интригующие вопросы – а когда же и как вы начали себя ненавидеть. Вопросы – то же безделье, а реальные усилия делать неприятно. Больше о том, как переучивать себя вы можете прочитать здесь http://mama-papa-help.ru/blog/emotsionalnyj-intellekt/465-s-ponedelnika-ili-kak-izmenit-svoi-zhizn.html 

Конечно, если быть справедливым, многие люди испытывают к себе неприязнь. Это очень мучительное чувство, с которым, конечно нужно работать. Однако, деструктивное поведение – способ снять стресс от ненависти к себе, и с ним нужно бороться прежде всего в реальной жизни, воспитывая себя и побуждая к правильным действиям. Решать вопрос о самоотношении можно параллельно, но не объявлять его главным.

Любопытно, что многие объясняют запущенное состояние своей жизни или здоровья такой героической фразой: «Не умею ничего делать для себя!». Для других, выходит, умеет человек, а для себя нет, такая ситуация. Но посмотрите, например, этот человек избегает визита к врачу, вместо этого сидит с подружками угощается чем-то вкусным. Разве такая тактика не прямое избегание стресса и принесение СЕБЕ удовольствия? Или этот же человек помогает другим, что-то кому -то находит, кого-то возит и прямо - таки в этом процессе не может остановиться. И уже его окружающие вежливо и не очень просят остыть и не приносить им больше добро, они его не хотят, не благодарят и не ценят. Но человек остановится не может, потому, что ЕМУ прежде всего нужно то, что он делает. И он пытается зачастую убедить в этом других.

Самая простая и здорова тактика в это вопросе – анализировать свой образ жизни и свои привычки. Мы все знаем, что нужно делать без лишней психологизации (она ведь и сама по себе может стать проблемой). Замена хотя бы одной жизненной тактики на более здоровую принесет больше пользы, чем километры текста про ненависть к себе.

Психологическое самолечение и самодиагностика может оказаться не менее вредной, чем медицинская. Если вы точно уверились, что знаете свой психологический диагноз, проверьте его у соответствующих специалистов, прежде чем начинать «лечить».

© Елизавета Филоненко

Источник