Баранова Эльвира Авксентьевна

Баранова Эльвира Авксентьевна -член Правления Чувашского регионального отделения ФПОР

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Место работы:

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

 Должность:

Заведующая кафедрой возрастной, педагогической и специальной психологии

 Ученая степень:

 Доктор психологических наук

Тема диссертации – «Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте»

 Общественная деятельность:

•         член Правления Чувашского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»

•         член редакционной коллегии сетевого издания «Вестник Мининского университета» (Н. Новгород)

 Образование:

•         1984-87 г.г. – Чебоксарский педагогический колледж, диплом воспитателя дошкольного учреждения.

•         1988-1992 г.г. – Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева, специальность «Педагогика и психология (дошкольная)», квалификация – преподаватель педагогики и психологии (дошкольной), воспитатель.

•         1995-1998 г.г. – соискатель кафедры возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университета,

•         1998 г. – защита кандидатской диссертации по специальности 19.00.07 – педагогическая психология.

•         2006 г. – защита докторской диссертации по специальности 19.00.07 – педагогическая психология.

Сфера профессиональных интересов:

•         Изучение и формирование поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста

•         Социально-личностное развитие детей и подростков

•         Подготовка психологов для системы специального образования

•         Методология и методы организации научного исследования

Преподавательская деятельность:

преподавание курсов: «Методология и методика психолого-педагогического исследования», «Методология и методы организации научного исследования», «Организация и проведение научного исследования в профессиональной психолого-педагогической деятельности», «Общая и экспериментальная психология», «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований», «Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях»

Авторские курсы, семинары:

-Развитие познавательного интереса ребенка

-Вопрос как форма познавательной активности дошкольников и младших школьников

-Детская одаренность: изучение и развитие

Награды:

  • Грамота Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (2000 г.)
  • Грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2005 г.)
  • Почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2011 г.)
  • Благодарность Министерства образования и молодежной политики ЧР за работу в качестве члена экспертной комиссии подсекции «Психология», секции «37.00.00 Психологические науки» XVI Межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги»
  • Грамота Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» за активную работу в региональном отделении ФПО России Республики Чувашия (2014 г.)
  • Диплом лауреата IV международного конкурса учебно-методической, учебной и научной литературы, изданной в 2014/2015 гг. «ЗОЛОТОЙ КОРИФЕЙ» (2015 г.)
  • Почетное звание «Заслуженный работник образования Чувашской Республики» (2017 г.)

 

Публикации:

Общее количество публикаций – более 130 научных и научно-методических работ

МОНОГРАФИИ:

1.        Развитие познавательных интересов у детей 6-7 лет. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 160 с.

2.        Познавательный интерес в дошкольном и младшем школьном возрасте: теория и практика изучения и формирования. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-, 2006. – 194 с.

3.        Актуальные проблемы возрастной и специальной психологии: психолого-педагогические аспекты. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. – 245 с. (в соавторстве с Велиевой С. В., Гавриловой Т. Ю., Илларионовой И. В.,  Финогеновой М. Е.).

4.        Мнемическая деятельность старших дошкольников: изучение и развитие. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2015. – 172 с. (в соавторстве с Быковой О.Н.).

 

УЧЕБНЫЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:

1.        Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников : учебно-методическое пособие. –  Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 128 с.

2.        Введение в детскую психологию. Курс лекций : учебное пособие. –  Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 176 с.

3.        Программа образования ребенка-дошкольника (программа для детских садов). – Чебоксары : Чувашский республиканский институт образования, 2005. – С. 149–164.

4.        Технология выполнения выпускной квалификационной работы по психологии : учебно-методическое пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. – 114 с.

5.        Психолого-педагогическое исследование в схемах и таблицах  : учебное пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 144 с. (гриф УМО по педагогическим специальностям Министерства образования и науки РФ)

6.        Психологические основы дошкольного образования : учебное  пособие / общ. ред. Э.А. Барановой. – Москва : МПГУ, 2012. – 124 с. (в соавторстве).

7.        Психологические основы дошкольного образования : учебное пособие / общ. ред. Э.А. Барановой. – Москва : МПГУ, 2012. 124 с. (в соавторстве с Логушевой Т.Г., Викторовой Е.И., Мустафиной А.Р. и др.).

8.        Диагностика мотивации поисково-познавательной деятельности у дошкольников и младших школьников: подходы и методы : учебное пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. – 114 с. (в соавторстве с А.Р. Мустафиной).

9.        Психологическая готовность ребенка к школе: диагностика и коррекция трудностей : учебно-методическое пособие. –  Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. – 106 с. (в соавторстве с А.Р. Мустафиной, М.Е. Финогеновой).

10.      Поисково-познавательная деятельность детей: особенности и технологии развития : учебное пособие / общ. ред. Э.А. Барановой. – Москва : МПГУ, 2013. – 132 с. (в соавторстве).

11.      Детская психология: проблемы и дискуссии : учебное пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. 114 с.

12.      Социально-личностное развитие детей : учебное пособие. – Москва : Спутник+, 2014. – 143 с.