Славутская Елена Владимировна
Славутская Елена Владимировна - член ЧРО ФПОР
e-mail: slavutskayaev@gmail.com
Место работы: ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», каф. психологии и социальной педагогики
Должность: профессор
Ученая степень: доктор психологических наук
Тема докторской диссертации: «Закономерности психосоциального развития школьников предподросткового возраста», специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология. Казань, 2015 г.
Последнее повышение квалификации:
обучение по программе «Основы разработки дистанционных курсов в среде MOODLE» (с 29 марта 2012 г. по 28 мая 2012г., ЧГПУ им. И.Я. Яковлева); должность научного сотрудника для подготовки докторской диссертации 2013-2015 гг.
Сфера профессиональных интересов: возрастная и педагогическая психология, предподростковый возраст, переходные и кризисные возрастные периоды, школьная адаптация.
Преподаваемые дисциплины:
-
психологическая служба,
-
методы активного социально-психологического обучения,
-
социально-психологический тренинг,
-
дифференциальная психология,
-
профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
-
формирование психологически безопасной комфортной образовательной среды
-
организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
-
психологическое консультирование
-
-
дистанционный курс - дополнительная профессионально-образовательная программа "Актуальные вопросы организации семейных клубов, центров для семей, испытывающих трудности в семейных отношениях" (2014 г.)
Является научным руководителем аспирантов по специальности 19.00.07 - педагогическая психология.
Награды: грамоты ЧГПУ им. И.Я. Яковлева; Министерства образования и молодежной политики ЧР; Ленинского территориального отдела управления образования администрации г. Чебоксары, государственной службы статистики РФ.
Научная работа поддержана Российским гуманитарным научным фондом - 2 грантами:
-
2010 - 2011 гг. - проект № 10-06-22606а/В. «Изучение социально-психологических факторов, влияющих на адаптацию школьников в переходные и кризисные периоды»;
-
2014-2015 гг. - проект №14-16-21013а/р «Гендерные особенности психологической готовности учащихся к средней школе».
Публикации:
- Всего 67 научных работ, в том числе 2 монографии, статьи в журналах из перечня ВАК, 1 статья с индексом WEB of SCIENCE, SCOPUS.
Учебные пособия:
1. Славутская Е. В. Психолог в школе: организация и методы работы / Е .В. Славутская. - Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2006. – 201 с.
2. Славутская Е. В. Психологическое сопровождение школьника (психолог в школе) / Е. В. Славутская. - Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2007. – 244 с.
3. Славутская Е. В. Психология в вопросах и ответах / Е. В. Славутская, В. А. Вишневский. - Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2009. – 121 с.
4. Славутская Е. В. Основы дифференциальной психологии / Е. В. Славутская. - Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2009. – 133 с.
5. Славутская Е. В. Основы зарубежной практической психологии / Е. В. Славутская, О. А. Ефимов, И. Н. Петрова. - Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2009. – 133 с.
6. Славутская Е. В. Психологическое сопровождение учащихся : учебное пособие с грифом УМО по специальности 050706.65 – педагогика и психология / Е. В. Славутская. - Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2010. – 192 с.
7. Славутская Е. В. Психологическое сопровождение учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС НОО / Е. В. Славутская. - Чебоксары : ЧГПУ им. И .Я. Яковлева, 2013. – 78 с.
8. Славутская Е. В. «Социально-психологический тренинг в сопровождении школьника (теоретические основы) / Е. В. Славутская. - Чебоксары : ЧГПУ им. И .Я. Яковлева, 2016. – 195 с.
Монографии:
1. Славутская Е. В. Личностные характеристики и гендерные особенности младших подростков / Е. В. Славутская. - Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2011. – 201 с. (12,0 п.л.).
2. Славутская Е. В. Психологические особенности школьников предподросткового возраста (теория и практика) / Е. В. Славутская. - Чебоксары : Чуваш.гос.пед.ун-т, 2014. – 186 с. (11,2 п.л.).
Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ:
3. Славутская Е. В.Факторный анализ психологических качеств, определяющих «дезадаптационный синдром пятого класса» / Е. В. Славутская // Психология обучения. – 2008. – № 12. – С. 103 – 112. (0,8 п.л.).
4. Славутская Е. В.Экспериментальное изучение гендерных особенностей дезадаптации школьников 9-12 лет / Е. В. Славутская // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. – 2009. – № 10(24). – С. 16– 20. (0,5 п.л.).
5. Славутская Е. В.Экспериментальное изучение гендерных различий в развитииэмоционально-волевых и интеллектуальных свойств младших подростков / Е. В. Славутская // Вестник ТГПУ. – 2009, Выпуск 9 (87) – C.127– 129. (0,5 п.л.).
6. Славутская Е. В. Коммуникативный фактор в структуре психологических качеств детей 9-11 лет / Е. В. Славутская // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. – 2009. – № 12(26). – С. 76– 81. (0,6 п.л.).
7. Славутская Е. В. Диагностика и развитие эмоционально-волевой сферы младших подростков: влияние на интеллектуальные показатели / Е. В. Славутская // Вопросы современной науки и практики. Университет им В. И. Вернадского. – 2009. – № 11(25). – С. 79– 84. (0,6 п.л.).
8. Славутская Е. В. Исследование интеллектуальных показателей младших подростков при развивающем воздействии на их эмоционально-волевую сферу / Е. В. Славутская // Известия Саратовского университета. Новая серия. – 2011. – Т 11. – Серия: Философия. Психология. Педагогика; вып. 2. – С. 76– 81. (0,6 п.л.).
9. Славутская Е. В. Гендерные различия в личностных качествах, определяющих дезадаптацию младших подростков / Е. В. Славутская // Психологическая наука и образование (электронный журнал), 2011. – №3. http://psyedu.ru (0,55 п.л.).
10. Славутская Е. В. Детерминированный нейросетевой алгоритм обработки данный психодиагностики / Е. В. Славутская, Л.А. Славутский, А.Ю. Кузин // Вестник Чувашского университета. – 2011. – № 3. – С. 137– 141. (0,55 п.л.). (авторский вклад – 50%).
11. Славутская Е. В. Гендерные особенности учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено / Е. В. Славутская // Педагогика. – 2012. – № 5. – С. 117– 119. (0,45 п.л.).
12. Славутская Е. В. Интеллектуальный анализ данных психодиагностики школьников предподрoсткового возраста / Е. В. Славутская, В. С. Абруков, Л. А. Славутский // Вестник Чувашского университета. – 2012. – № 3. – С. 226– 231. (0,7 п.л.).
13. Славутская Е.В. Использование искусственных нейронных сетей для анализа гендерных различий младших подростков / Е. В. Славутская, Л. А. Славутский // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2012.– Т. 5. – № 23. – С. 4. http://psystudy.ru(0,8 п.л.).
14. Славутская Е.В. Динамика взаимосвязи личностных качеств учащихся в предподростковом возрасте / Е. В. Славутская, Н. П. Данилова // Вестник Чувашского университета. – 2012. № 2. – С. 219-224. (0,6 п.л.). (авторский вклад – 70%).
15. Славутская Е. В. Селективная оценка данных психодиагностики при помощи нейронной сети / Е. В. Славутская, Л. А. Славутский // Вестник СГТУ. – 2012. – № 2 (65). – Вып. 1. – С.147-150. (0,55 п.л.).
16. Славутская Е. В. Факторный анализ гендерных различий в эмоционально-волевой иинтеллектуальной сфере младшихподростков / Е. В. Славутская // Психологическая наука и образование (электронный журнал). – 2012. – №3. http://psyedu.ru (0,5 п.л.).
17. Славутская Е. В. Нейросетевой анализ интеллектуальных показателей младших подростков / Е. В. Славутская, Л. А. Славутский, Н.П. Данилова // Вестник Чувашского ун-та. – 2013. – №3. – С. 260– 264. (0,6 п.л.). (авторский вклад – 50%).
18. Славутская Е. В. Факторный анализ взаимосвязи индивидуально-психологических и личностных характеристик младших подростков с уровнем школьной дезадаптации / Е. В. Славутская, Л. А. Славутский // Экспериментальная психология. – 2013. – Т. 6. – № 4. – С. 40– 51. (0,8 п.л.). (авторский вклад – 70%).
19. Славутская Е. В. Нейросетевой анализ взаимосвязи вербального и невербального интеллекта младших подростков/ Е. В. Славутская, Л. А. Славутский // Психологический журнал, 2014. – Т. 35.- №5. – С. 28-36. (0,9 п.л.). (авторский вклад – 70%).
20. Славутская Е. В. Преподростковый возраст: формирование связей в структуре личности / Е. В. Славутская, Л. А. Славутский // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 37. С. 6. http://psystudy.ru (0,9 п.л.). (авторский вклад – 70%).
21. Славутская Е. В. Нейросетевой анализ разноуровневых психологических характеристик школьников возраста / Е. В. Славутская // Вестник Чувашского университета. – № 3. –2015. – С. – 178–185.
22. Славутская Е. В. Нейросетевой системный анализ уровневых психологических характеристик возраста / Е. В. Славутская, В. С. Абруков, Л. А. Славутский // Вестник Чувашского университета. – № 1. –2016. – С. 164–174.
Статьи в других рецензируемых изданиях:
23. Славутская Е. Из опыта диагностики интеллекта младших подростков / Е. В. Славутская. – Чебоксары // Народная школа, 1996 – №4 – С. 73– 75. (0,5 п.л.).
24. Славутская Е. В. Из практики разделения учащихся для разноуровнего обучения / Е. В. Славутская. – Чебоксары // Народная школа, 1997 – №2. – С.92– 95. (0,5 п.л.).
25. Славутска Е. За някои психологически особености на диференцираното обучение / Е. Славутска // България: Педагогика. – 1999 – IX – №8–9, – С.82–89. (0,8 п.л.).
26. Славутская Е. В. Дезадаптация пятиклассников : психологические особенности и возможности профилактики / Е. В. Славутская // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2005. – № 4. – С. 134– 139. (0,6 п.л.).
27. Славутская Е. В. Коррекция и развитие компонентов личностных универсальных действий при адаптации первоклассников к школе / Е. В. Славутская, Н.В. Филлипова // Народная школа. – 2012. – № 4. – С. 11-13. (0,45 п.л.). (авторский вклад – 50%).
28. Славутская Е. В. Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в условиях введения ФГОС / Е. В. Славутская, Е.С. Аввакумова // Народная школа. – 2012. – № 2. – С. 13-14. (0,45 п.л.). (авторский вклад – 50%).
29. Славутская Е. В. Гендерные адаптационные особенности школьников предподросткового возраста / Е. В. Славутская // Сибирский учитель. – 2012. – №6. – С.38– 42. (0,6 п.л.).
30. Славутская Е. В. Словесно-логическое мышление и структурирование личностных черт в предподростковом возрасте / Е. В. Славутская // Известия СГУ. Новая серия. Акмеология образования и психология развития. – 2015. – Т 4. –вып. 3 (15). – С. 203–207.
31. Славутская Е. В. Предподростковый возраст в периодизациях психического развития / Е. В. Славутская // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития : сборник научных статей. – Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2015. – С. 124–128.
32. Славутская Е. В. Особенности психосоциального развития школьника преподросткового возраста / Е. В. Славутская // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития : сборник научных статей в 2 ч. – Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2016. – С. 151–157.
Статьи и материалы в других научных изданиях:
33. Славутская Е. В. Опыт дифференциации образования в ВУЗе и школе: общее и особенное / Е. В. Славутская, В.И. Горбунов. // Технические науки: сегодня и завтра. Материалы юбилейной итоговой научной конференции. – Чебоксары : ЧГУ им. И.Н. Ульянова, 1997. – С. 77-79. (0,3 п.л.) (авторский вклад 50%).
34. Славутская Е. В. Корреляционный анализ результатов психодиагностики учащихся / Е. В. Славутская // Педагогический мониторинг как системная диагностика в управлении качеством образования. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – Казань : КГУ, 1997. – С. 102-103. (0,2 п.л.).
35. Славутская Е. В. Психологические особенности школьника в переходный и кризисный возрастные периоды / Е. В. Славутская // Психологические аспекты оптимизации учебно-воспитательного процесса и роль психолога в современной школе/ Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Чебоксары: ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, 1998. – С. 46. (0,25 п.л.)
36. Славутская Е. В. Индивидуально-дифференцированный подход при разноуровневом обучении / Е. В. Славутская // Проблемы педагогики творческого саморазвития личности и педагогического мониторинга. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – Казань : КГУ, 1998. – С. 128. (0,25 п.л.)
37. Славутская Е. В. Факторный анализ эмоционально-волевых и интеллектуальных характеристик школьников / Е. В. Славутская // Проблемы педагогического мониторинга. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – Казань : КГУ, 1998. – С. 57-58. (0,3 п.л.).
38. Славутская Е. В. Связь интеллекта с эмоционально-волевыми свойствами младших подростков / Е. В. Славутская // Индивидуальность в современном мире. Материалы III Международной конференции. – Смоленск : СГУ, 1999. – С. 116-119. (0,4 п.л.).
39. Славутская Е. В. Влияние эмоционально-волевых свойств на дезадаптацию и развитие интеллекта младших подростков / Е. В. Славутская // Перспективы развития и сохранения человеческого потенциала в Республике Татарстан. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Казань: КГУ, 1999. – С. 74-76. (0,3 п.л.).
40. Славутская Е. В. Соотношение между эмоционально-волевыми и интеллектуальными свойствами младших подростков / Е. В. Славутская // Социально-профессиональное становление молодежи. Материалы Международной научно-практической конференции.– Казань : ИСПО РАО, 1999. – С. 163-164. (0,25 п.л.).
41. Славутская Е. В. Гендерные различия в дезадаптации пятиклассников / Е. В. Славутская // Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования. Сборник статей и тезисов научно-практической конференции. – Казань : Центр инновационных технологий, 2001. – С. 531-533. (0,3 п.л.).
42. Славутская Е. В. Гендерные различия в развитии эмоционально-волевых и интеллектуальных свойств младших подростков / Е. В. Славутская // Альтернативные пути развития Чувашской Республики: экономика, производство, образование, духовность. Сборник материалов научно - практической конференции. – Чебоксары : Международный открытый университет Поволжья, 2001. – С. 10-13. (0,3 п.л.).
43. Славутская Е. В. Взаимосвязь эмоционально-волевых качеств с интеллектом и дезадаптацией школьников 9-11. Психолог в работе с детьми: теория и практика / Е. В. Славутская. Cборник научных статей. – Казань : ИнТехЦентр, 2002. – С. 46-54. (0,8 п.л.).
44. Славутская Е. В. Возможности школьной психологической службы в работе с родителями учащихся / Е. В. Славутская // Семья: взрослые и дети в изменяющемся мире. Материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары : ЧГУ им. И.Н. Ульянова, 2002. – С. 111-114. (0,3 п.л.).
45. Славутская Е. В. Психолого-педагогическая подготовка школьников и студентов как фактор адаптации и самоорганизации / Е. В. Славутская, В. И. Горбунов // Новый виток реформы образования: предпосылки, основные направления, научно-методическое обеспечение. Межвузовский сборник научных статей. – М.; Чебоксары : ЧГУ им. И.Н. Ульянова, – 2002. – С. 32-38. (0,6 п.л.) ( авторский вклад 50%).
46. Славутская Е. В. Совокупность факторов, определяющих «дезадаптационный синдром пятого класса / Е. В. Славутская // Пути совершенствования начального образования и подготовки педагогических кадров. Сборник научных трудов. – Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2002. – С. 264-274. (0,9 п.л.).
47. Славутская Е. В. Диагностика интеллекта школьника при переходе из начальной школы в среднюю / Е. В. Славутская // Оптимизация преподавания учебных дисциплин в условиях вариативности начального школьного образования. Сборник научных трудов. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2004. – С. 222-226. (0,5 п.л.).
48. Славутская Е. В. Психологические факторы, определяющие «дезадаптационный синдром пятого класса» / Е. В. Славутская // Реалии и перспективы психологической науки в Российском обществе. Сборник материалов научно-практической конференции. – Наб. Челны: Изд-во Ин-та управления, 2005. – С. 361– 368. (0,7 п.л.).
49. Славутская Е. В. Характеристика дезадаптации школьников в переходные и кризисные периоды / Е. В. Славутская // Подготовка специалистов в области образования. Сборник научных трудов. – Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2006. – С. 142-147. (0,4 п.л.).
50. Славутская Е. В. Некоторые условия профилактики аддикции / Е. В. Славутская // Профилактика наркомании в образовательных учреждениях Чувашии. Сборник научных трудов. – Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2006. – С. 72-77. (0,4 п.л.).
51. Славутская Е. В. Общие вопросы деятельности начинающего школьного психолога / Е. В. Славутская // Психолого-педагогический факультет в системе инновационого развития Чувашской Республики. Сборник научных статей: в 2 ч. Ч.1. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2007. – С. 145-148. (0,4 п.л.).
52. Славутская Е. В. Особенности и причины школьной дезадаптации / Е. В. Славутская // Современные инновационные технологии в целостном педагогическом процессе. Сборник научных статей. – Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2008. – С. 85-88. (0,4 п.л.).
53. Славутская Е. В. Основы организации деятельности школьного психолога в процессе психологического сопровождения школьника / Е. В. Славутская // Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Сборник научно-методических статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2009. – С. 42-45. (0,4 п.л.).
54. Славутская Е. В. Причины и факторы формирования аддиктивного поведения подростков / Е. В. Славутская // Социально-психологическая безопасность народов Поволжья. Материалы Международной научно-практической конференции. – Казань : Издательство Института управления, 2009. – С. 225-232. (0.6 п.л.).
55. Славутская Е. В. Организация деятельности школьного психолога по оптимизации социальной среды подростка / Е. В. Славутская , Т. В. Ершова // Сборник материалов научно-практической конференции. – Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2010. – С. 88-92. (0,4 п.л.) (авторский вклад 50% п.л.).
56. Славутская Е. В. Психологические особенности профилактики отклоняющегося поведения / Е. В. Славутская // Современное состояние и перспективы развития социальной педагогики. Сборник научных статей. – Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2010. – С. 175-179. (0,4 п.л.).
57. Славутская Е. В. Психологическое сопровождение учащихся в переходные и кризисные периоды / Е. В. Славутская // Комплексное психолого-педагогическое и медико-социально-правовое сопровождение в образовании : интеграция науки и практики. Сборник научных статей по итогам региональной научно-практической конференции. - Чебоксары : ГОУ ЧРИО, 2011. – С. 46-51. (0,6 п.л.).
58. Славутская Е. В. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся / Е. В. Славутская // Психолого-педагогические проблемы высшего образования:состояние и пути разрешения. Сборник научных статей. – Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2011. – С. 120-125. (0,5 п.л.).
59. Славутская Е. В.Психологическая адаптация как фактор формирования личностных результатов учащихся по новому образовательному стандарту / Е. В. Славутская // Теоретические и методические основы профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях перехода к двухуровневой модели образования/ Cборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2011. – С. 146-149.(0,3 п.л.).
60. Славутская Е. В. Особенности работы школьного психолога с родителями учащихся / Е. В. Славутская //Актуальные проблемы семьи. Cборник научных статей. – Чебоксары: ООО «ИнформМедиа», 2012. – С. 61-65. (0,5 п.л.).
61. Славутская Е. В.Факторы дезадаптации школьников в переходные и кризисные периоды / Е. В. Славутская // Актуальные проблемы коррекционно-развивающей деятельности психологов и социальных педагогов: Материалы Всероссийской научной конференции, Чебоксары: Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2012. - С. 158-163. (0,45 п.л.).
62. Славутская Е. В. Взаимосвязь индивидуально-психологических и личностных характеристик детей предподросткового возраста / Е. В. Славутская // Личность как предмет классической и неклассической психологии. Материалы ХIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского, М. : РГГУ, 2012. – С. 133-139.(0,4 п.л.).
63. Slavutskaya E. Optimization of the Psychodiagnostic Data Processing Using Neural Networks / E. Slavutskaya, L. Slavutskii // Proceedings of the IV Intertional Conference on Optimization Methods and Applications, Petrovac, Montenegro, 2013. – P. 156-157. (0,15 п.л.).
64. Славутская Е. В. Предподростковый возраст: переход «в квадрате» / Е. В. Славутская // Психология сознания: истоки и перспективы изучения.Материалы XIV Международных чтенийпамяти Л. С. Выготского, М. : РГГУ, 2013. – С. 289– 295. (0,4 п.л.).
65. Славутская Е. В. Психологическая и личностная готовность детей к средней школе // Наследие Л. С. Выготского: наука, культура, практика.Материалы Международной конференции Вереск II, М. : РГГУ, 2014. - С. 92-96. (0,6 п.л.)